Праздничные наряды женщин русского севера

0

Праздничные наряды женщин русского севера

Праздничные наряды женщин русского севера

Праздничный женский костюм Архангельской губернии

Состоит из рубахи-«камышницы», набивного сарафана, пояса, повойника и шелкового платка, который укладывали на плечи.

Рубаха-«намышница»
Конец XIX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Карпогорское
Длина — 99 см
Поступила в 1981 году. Экспедиция музея в Пинежский район, село Карпогоры (Н, Ю. Варыгина)
Составная, сшита их двух частей. Верхняя часть — из тонкого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям, на плечах — прямые вставки-полики из красного ситца (кумача). Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Воротник, оплечья и запястья украшены красным узором, вышитым в технике «набор»: на воротнике — зигзагообразные линии, на оплечьях – «намышниках» — ромбы, на запястьях — фризовая композиция из двух полос с ромбами и крестами. Нижняя часть рубахи (стан) сшита из четырех прямых полос грубого льняного полотна; по бокам вставлены скошенные клинья, расширяющие подол.

Сарафан
Конец XIX — начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское
Длина — 11 3 см
Поступил в 1968 году. Экспедиция музея в Пинежский район, деревню Шардонемь (Е.И. Ружникова)
Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из домотканого набивного льняного полотна. Белый геометрический набивной узор в виде волнистых вертикальных линий и точек на темно-синем фоне выполнен в технике кубовой набойки. Верхний край собран и обшит бейкой из кумача, лямки окантованы той же тканью. Подол подшит вручную.

Пояс
Начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд
230 х 2,2 см
Поступил в 1991 году из Архангельска
Выполнен вручную в технике браного ткачества из шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Узор многоцветный, геометрический, в виде ромбов с лучами. На концах — разноцветные кисти.

Повойник
Начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское
17 x 17 x 9 см
Поступил в 1972 году. Экспедиция музея в Пинежский район, деревню Шардонемь (Е.И. Афонина, Е.И. Ружникова).
Женский головной убор в виде мягкой шапочки с круглым донцем и высоким очельем. Донце выполнено из сшитых полос узкого позумента, очелье — из красной шелковой тафты, край окантован шелковой лентой. Подкладка из льняного холста.
Публикации: Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. 1999. С. 133.

Налобник
Начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Шетогорская
46,5 х 9 см
Поступил в 1994 году. Экспедиция музея в Пинежский район, деревню Чешегорскую (Л.Ф. Кислуха, И.Г. Кузнецова)
Реставратор: Григорьева Г.А. (1995 год, Архангельский филиал ВХНРЦ им. И Э. Грабаря)
Повязка из красной тафты, в центре которой пришиты «кустышки» в виде бантика, а по краям — завязки из тесьмы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани. Публикации: Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Архангельск, 1999. С. 135.

Читать еще:  Какие девушки по статистике больше всего нравятся парням: внешность и черты характера. Каких девушек любят парни, мужчины: комментарии психолога

Платок
Начало XX века
Россия
94 х 94 см; кисти — 12 см
Поступил в 1995 году. Экспедиция музея в Пинежский район, деревню Ваймушу (Л.Ф. Кислуха, В.А. Пятых)
Шелковый, красного цвета, с брошированным узором в виде “букетов. По краям пришита тесьма с кистями.

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.

Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.

Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники

Читать еще:  Почему мужчины дарят женщинам цветы. Что означает, когда мужчина дарит цветы

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, – из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про Кокошник – забытую корону русских красавиц.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

aldanov

Сергей Алданов – дневник.

Слова, слова, слова.

Русский костюм: север и юг.

Славяне – весьма переимчивый народ. Потому русский костюм несет следы контактов с иными народами и соответствующих влияний.
Можно несколько условно (поскольку существует значительное разнообразие даже в местных типах костюмов) видеть в нем отражение контактов с разными угро-финскими и балтскими племенами, живших на территории ранней Руси. (Но, конечно, можно искать и древнюю славянскую основу, чему помогает этнография).
По крайней мере, рассматривая женский костюм севера, центра и юга видно, как меняется тип головного убора, платья, верхней одежды при движении на юг или север.
(19 век, коллекция русских костюмов из созданного в 1890-ых московского «Музея Старины» Натальи Шабельской, ныне находящейся в Русском этнографическом музее )

Север – 1- Архангельск, 2- Кострома, 3- Вологда

Центр – 4 -Московская область, 5- Владимир, 6- Нижний Новгород

Юг- 7- Курск, 8 – Пенза, 9- Рязань

Центрально-русский костюм впитывал в себя влияния севера и юга, а также византийские, а потом изападные образцы. Потому он не так показателен, он принципиально смесь влияний. Кстати, это видно по серии образцов для центрального региона.

Зато северный и южный костюмы достаточно оригинальны и могут противопоставляться друг другу:

1. Север. “Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV – середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику”.

Читать еще:  Могуч и вонюч, или Почему мужчинам важно следить за собой? Мужчины, которые ухаживают… за собой

2. Юг. Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой – поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса – рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор – входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности. В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской – и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.
Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней. Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.
Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму. Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка». Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов , но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др. На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки.

Ранний тип славянской девичьей одежды – примерно как на следующей реконструкции костюма 12 века – рубаха, ремешок-сорока, к которому крепились, например, височные кольца, покрывало головы, пояса и кушаки (как правило, не один вариант, а несколько).

Наоборот, новгородский костюм 12 века, восстанавливаемый по археологическим данным, уже с сарафаном, накидкой и шапочкой:

Источники:

http://russkie-kostumy.livejournal.com/37511.html
http://kulturologia.ru/blogs/150716/30430/
http://aldanov.livejournal.com/777728.html

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии