Пубертатный период. Проблемы полового созревания. Другие изменения в пубертатный период. Изменения у девочек

Пубертатный период: психологические проблемы и как их решить

Медицина указывает на то, что пубертатный период наступает с 12-14 лет. Но уже сегодня у 10-летних детей появляются признаки провокационного поведения, свойственных для детей с пубертатом. Как родителям справляться с этим нелегким периодом в жизни ребенка, с какими проблемами они могут столкнуться — обо всем этом мы расскажем в этой статье.

Как распознать начало пубертатного периода у ребенка

У пубертатного периода есть свои заметные психологические черты, благодаря которым можно понять, что ребенок вступил на порог полового созревания. Рассмотрим наиболее характерные из них.

  • Новые непонятные эмоции. Дети допубертатного возраста, как правило, открыты и жизнерадостны, они легко забывают о неудачах. Но с начала полового созревания, у подростков появляются новые эмоции, ранее которые они не встречали. Это может быть депрессия, агрессивное или апатичное состояние.
  • Острое реагирование на происходящее вокруг. Активное вырабатывание гормонов приводит к ускорению роста и развития головного мозга, костей, мышц, и всего тела в общем, что сказывается на поведении ребенка. Подросток неосознанно демонстрирует свое эго, тем самым начиная отдаляться от родителей. На любые упреки в его сторону, он мгновенно отвечает агрессией или начинает игнорировать замечания в его сторону.
  • Постоянные перепады настроения. Нестабильное поведение — один из главных признаков, что подросток вступил в период пубертата. Он может начать скандалить на ровном месте из-за пустяка, может поссориться со всей семьей и друзьями, или вовсе сбежать из дома.

Главное понимать, что ребенок не виноват в том, что он резко «испортился». Какие бы жесткие слова он не произносил, как бы он не пытался перечить воле родителей, в душе он остается все таким же ранимым и уязвимым ребенком.

Как отличить наступление пубертатного периода от чего-то более серьезного

Потребность ребенка-подростка в уединении следует уважать, не ограничивая его личное пространство. Однако существует несколько неприятных явлений, возникновение которых нельзя списать на возраст.

  • Нарушенный сон. Если ребенок не может долго заснуть, плохо спит ночью и часто просыпается, то это может свидетельствовать о начале кардинальной перестройки организма. Однако если подобный симптом наблюдается дольше нескольких месяцев, то следует проконсультироваться со специалистом.

  • Упадок сил. Симптом, похожий на нарушение сна, но более серьезный. В некоторых случаях, упадок сил может являться следствием нарушенного сна. Наступление пубертатного периода, чаще всего, приводит к гиперактивности у подростка. Но в тех случаях, когда в школе у подростка не хватает сил, чтобы просто учиться, следует начать выяснять причину этого состояния.
  • Постоянные истерики. Они имеют место быть в тех ситуациях, когда подросток постоянно вступает в конфликты с ровесниками и с семьей. Чтобы понизить вероятность появления этого явления, старайтесь не спорить с ребенком лишний раз. Оставляйте его в покое, когда он просит об этом.

Как найти общий язык с подростком пубертатного периода.

Родителям стоит выбрать, как они будет находить компромисс с подростком. Вариантов множество, но условно их можно поделить на два: вмешательство и невмешательство. В первом случае родители будут всячески поддерживать ребенка, помогать ему в решении его подростковых проблем. Во втором же наоборот — оставят его в покое или будут игнорировать его поведение. Мы посоветуем, как можно найти общий язык, оставаясь при этом, как бы, «в сторонке».

Старайтесь обойтись без критики. У подростков во время переходного периода очень ранимая психика. Любые слова в его адрес провоцируют чрезмерно бурную реакцию с его стороны. Старайтесь не обращать внимание на его поступки до тех пор, пока он не переступит грань дозволенного.

Например, ему вставать рано в школу, а он, несмотря на время час или два ночи, продолжает сидеть за компьютером. Любой родитель самостоятельно выключил бы компьютер, а его криками погнал спать. Но попробуйте оставить все как есть, сказав: «Сиди сколько хочешь, но утром обязательно пойдешь в школу, несмотря на свое самочувствие». Если он поспит часа 3-4, то прочувствует на своей шкуре последствия своего ночного гейминга. Таким образом, ему меньше захочется в дальнейшем сидеть допоздна, а вы избежите ненужного конфликта.

Для начала, если подросток сам провоцирует конфликты, то вместо обвинений и оскорблений попробуйте выразить свои чувства словами. К примеру, если он начинает вам хамить или кричать на вас, вместо аналогичных выражений, попробуйте озвучить то, что вы чувствуете в данный момент. «Мне больно, когда ты говоришь это», «Мне становится неприятно на душе от твоих слов», «Чего я тебе плохого сделала, чтобы выслушивать от тебя такое?». Если вы услышите в ответ: «Мне плевать», то не следует разочаровываться раньше времени.

Дело в том, его категоричный ответ является лишь маской, а ваш ребенок запомнит ваши слова и усомниться в своем же поведении. Оскорбления наоборот вызовут еще больше агрессии с его стороны.

С детьми-подростками работает принцип, взятый из основ физики: «Чем больше силы, тем больше сопротивления».

Пять стадий полового созревания.

Подростковый возраст.

Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка.

Важная задача взросления подростка – психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Подросток впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физиологические изменения (рост тела, увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков и др.). Тесная взаимосвязь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного периода. Объяснение многих психологических проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток, невозможно без знания физиологических и биологических изменений, происходящих в его организме.

Читать еще:  Как простить измену мужа и жить дальше. Вы уверены, что сможете простить измену мужа

Пубертатный кризис, наступающий в подростковом возрасте, подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций. О нем свидетельствуют первая менструация (менархе) или соответственно эякуляция. Правда, пограничный характер этих признаков относителен, поскольку изменения, свойственные половому созреванию, начинаются еще до их появления.

Биологические изменения, связанные с половым созреванием, закладывают основу всех последующих процессов развития. Наиболее очевидные сдвиги касаются роста и пропорций тела. Происходящие изменения регулируются гормонально. Эндокринная перестройка, с одной стороны, готовит переход к половой зрелости, а с другой – обеспечивает значительные функциональные и морфологические изменения самых различных систем органов.

Внешние признаки полового созревания – важные ориентиры, позволяющие оценить его протекание, хотя влияние различных факторов может привести к заметному разнобою во внешних показателях.

Пять стадий полового созревания.

Одной из характеристик подросткового возраста является бурное биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием.

В процессе полового созревания можно выделить пять стадий, характерных как для мальчиков, так и для девочек (Марцинковская Т.Д. и др., 2001; Физиология роста и развития детей и подростков, 2000).

Первая стадия – детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная стадия развивается медленно и фактически незаметно. Регуляция развития осуществляется гормонами щитовидной железы и соматотропными гормонами гипофиза. Половые органы в это время претерпевают медленные изменения, вторичные признаки пола не развиваются.

Первая стадия завершается у девочек в 8-10 лет, а у мальчиков в 10-13 лет.

Вторая стадия – собственно начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза. Возрастает выделение секреции гипофизарных гормонов (соматотропина и фоллитропина), которые определяют ускорение роста тканей и появление начальных признаков полового созревания.

Стадия заканчивается у девочек в 9-12 лет, у мальчиков в 12-14 лет.

Третья стадия – этап активизации половых желез, которые выделяют стероидные гормоны (андрогены и эстрогены), усиливается функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников).

Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренном прибавлении в росте и весе), что является существенным показателем начала подросткового периода.

В подростковый период дети вырастают на 5-8 см в год.

Девочки растут более активно в 11-12 лет (рост увеличивается до 10 см за год). Мальчики прибавляют в росте в 13-14 лет, а после 15 лет обгоняют девочек в росте.

Увеличение роста происходит в основном за счет трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, что обусловливает изменение осанки подростков – плоская, узкая или даже впалая грудь, затрудняющая дыхание.

Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно интенсивно в 14-15 лет, мальчики – 7-8 кг в год.

Темпы роста массы тела отстают от темпов поста скелета, что определяет внешний вид подростка: костлявая, вытянутая фигура.

Несоответствие размера скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движений, общей неловкости, угловатости, обилию лишних движений. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками. Эта парадоксальная ситуация сочетания неловкости и сензитивности в овладении сложными движениями объясняется тем, что постепенное развитие точного функционирования происходит последовательно: сначала рост мышц, затем наращивание мышечной силы и после этого – координация. Несформировавшаяся система в управлении движениями обладает наибольшей пластичностью, готовностью к обучению, поэтому тренировки играют существенную роль в формировании согласованных движений.

В подростковом возрасте растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя его ритм остается учащенным), увеличивается емкость легких. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет особые требования к деятельности сердца. Оно в этом возрасте интенсивно растет, но рост кровяных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, наблюдается нарушение ритма сердцебиения. Это обусловливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может приводить к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении внимания, памяти, восприятия.

На данной стадии происходит появление вторичных половых признаков. У мальчиков ломается голос, пробиваются усы, борода, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, начинаются поллюции.

У девочек развиваются молочные железы. Жировая клетчатка формируется по женскому типу: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются.

Четвертая стадия – период максимальной активности половых гомонов: андрогенов (мужских) и эстрогенов (женских).

Мужские половые гормоны вырабатываются особыми клетками семенников. Основным мужским половым гормоном являются тестостерон и его производное андростерон. Они обусловливают развитие полового аппарата и рост половых органов, формирование вторичных половых признаков: голоса, гортани, скелета и мускулатуры по мужскому типу, рост волос на лице и теле. Совместно с фолликулостимулирующим гормоном гипофиза тестостерон активизирует сперматогенез (созревание сперматозоидов).

При гиперфункции семенников отмечается преждевременное созревание, быстрый рост тела и развитие вторичных половых признаков.

Поражение семенников или их удаление (кастрация) в раннем возрасте приводит к прекращению роста и развития половых органов, вторичных половых признаков, при этом удлиняется период роста костей, отсутствует половое влечение, не растут волосы на лице, теле, не происходят изменения в голосе (он остается высоким в течение жизни). Короткое туловище и длинные руки и ноги придают евнухам характерный вид.

Женские половые гормоны (эстрогены) вырабатываются в яичниках. Они оказывают влияние на развитие половых органов, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, готовность матки к беременности, а молочных желез – к кормлению ребенка.

У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков, напротив, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно развиваться гениталии.

Основным женским половым гормоном является эстрадиол. К женским половым гормонам относится и прогестерон – гормон беременности (гормон желтого тела).

Читать еще:  Можно ли двумя пальцами порвать девушке плевру. Можно ли пальцем повредить девственную плеву

Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание и раннюю менструацию. Описаны случаи полового созревания девочек в 4-5 лет.

На этой стадии активно развиваются вторичные половые признаки, которые могут достичь завершения. У девочек порой начинаются менструации.

Пятая стадия – завершение формирования репродуктивной системы, что означает становление регуляции между отдельными звеньями системы: гормонами гипофиза и периферическими железами. Вторичные половые признаки выражены полностью.

В 16-17 лет в основном заканчивается формирование скелета по женскому типу. В 19-20 лет у девушек происходит окончательное становление менструальной функции, наступает анатомическая и физиологическая зрелость.

У мальчиков в 15-16 лет идет процесс усиленного развития вторичных половых признаков, начинаются непроизвольные извержения семени. Однако анатомическое и физиологическое созревание заканчивается к 24 годам.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава VI. Проблема полового созревания.

Конечно, авторитарному мировоззрению не удалось ни в какой другой сфере сексуальной науки оказать на нее такого сильного влияния, как в интерпретации полового вопроса применительно к молодежи. Альфой и омегой всех исследований является прыжок от констатации того факта, что пубертатный период, в основном, означает все же половое созревание,к требованиям общества о необходимости соблюдать молодежьюполовое воздержание.Тот, на кого последний аргумент не производит впечатление, хранит молчание. Как бы ни было замаскировано и обосновано это требование, ссылаются ли на биологические аргументы, например вроде «еще не наступившей зрелости» перед 24-м годом (Грубер), приводятся ли в доказательство этические, культурные или гигиенические причины, ни одному из известных мне авторов не пришло в голову, что сексуальные проблемы молодежи являются, в принципе, проблемами чисто общественного свойства и что они только и начинаются с выдвижениемтребования о воздержании.Попытки оправдать это общественное требование биологическими, культурными или этическими доводами приводят аргументацию к совершенно абсурдным противоречиям.

Рассмотрим более подробно пубертатный конфликт и общественные требования к молодежи.

1. Пубертатный конфликт.

Явления пубертатного конфликта и пубертатного невроза во всех их формах объясняются противоречием, существующим между фактом полной половой зрелости, наступающей примерно к 15 годам, то есть физиологической необходимостью жить половой жизнью, способностью к оплодотворению и деторождению, с одной стороны, и экономической и структурной невозможностью создать в этом возрасте требуемые обществом законные рамки для половых отношений, то есть заключить брак, с другой. Это основная черта затруднения, к которому добавляются многие другие, например последствия полученного в детстве воспитания, отрицающего сексуальность, которое, в свою очередь, является результатом всей системы консервативного сексуального устройства.

Примитивное общество, основанное на материнском праве, не знает сексуальных проблемы молодежи. Напротив, все сообщения, будь их авторами миссионеры или серьезные исследователи, констатируют — с подобающим возмущением относительно «нравственного упадка диких» или без него, — что пубертатные ритуалы сразу же с наступлением половой зрелости вводят юношу или девушку в половую жизнь, что во многих этих примитивных обществах большое значение придается сексуальной радости, а посвящение во взрослые является большим общественным событием. Рассказывают, что некоторые примитивные народы не только не препятствуют половой жизни молодежи, но и способствуют ей самыми разными способами, сооружая, например, общинные дома, в которые молодежь переселяется с достижением половой зрелости, чтобы иметь возможность полового общения 1 9 . В тех примитивных обществах, в которых уже существует институт строгого моногамного брака, молодежь со времени наступления половой зрелости до женитьбы или замужества пользуется правом на полную свободу полового общения. Ни в одном из этих сообщений нет указаний на сексуальные бедствия или самоубийства среди молодых людей, вызванные несчастной любовью (даже если они, что вполне возможно, и имеют место). В рассматриваемых обществах отпадает противоречие между половой зрелостью и недостатком генитального удовлетворения половой потребности. Но это только основная черта различия между примитивным и авторитарным обществами. Хотя в последнем и сохраняется праздник посвящения во взрослые, приняв форму различных церковных ритуалов (конфирмация и т.д.), но его подлинная суть полностью затушевывается. Более того, имеет место тенденция к влиянию на молодежь, прямо противоположная смыслу посвящения в совершеннолетние 10 .

Среди проблем пубертатного периода лучше всего описан онанизм.Если не говорить о патологических случаях, то он представляет собой всего лишь замену отсутствующих половых контактов. Констатацию этого факта, какой бы простой и само собой разумеющейся она ни была, я не обнаружил еще ни в одной работе и прошу извинить, если все-таки чего-то не заметил. Достаточно и того, что это само собой разумеющееся обстоятельство скрывается так тщательно, что на него можно вообще не обратить внимания. Здесь мы хотели только отметить, что авторы, о которых идет речь, выводят пубертатный конфликт не из противоречия междузрелостью и отсутствием половой жизни,а из другого — междузрелостью и невозможностью заключения брака.Как и прежде, мастурбация вызывает страстные протесты со стороны церкви и врачей, необразованных в сексологическом отношении, да к тому же проникнутых моральными предубеждениями. Хотя в последнее время и говорят все чаще о том, что борьба против онанизма еще усиливает остроту проблемы, закрепляя чувство вины, порождающее болезнь, просвещение увязло в научных трактатах, если не говорить о популярных работах, например, Макса Ходанна. Масса молодежи ничего не знает об этом.

Подведя краткий итог, можно сказать, что психоаналитическое исследование неосознанных побудительных мотивов конфликта, переживаемого в пору половой зрелости, свидетельствовало о возрождении прежних, испытывавшихся в раннем детстве кровосмесительных желаний и чувства вины, обусловленных причинами сексуального характера. Все они на деле соответствуют неосознанным фантазиям, а не онанистическому акту. Мастурбация обусловливается не кровосмесительными желаниями, а половым возбуждением, соответствующим усиленному функционированию сексуального аппарата. Таким образом, исследование оргазма корректирует заключения психоаналитиков. Накопление сексуальных эмоций, не находящих выхода, только оживляет давние кровосмесительные желания, которые, со своей стороны, обусловливают не факт мастурбации, но форму и содержание психического переживания при онанистическом акте. Иначе было бы непонятно то обстоятельство, что кровосмесительные фантазии сновавозникают именно в период полового созревания, но не раньше и не позже.

Читать еще:  Скучаю по любимой женщине. Проявления любви: парень скучает по девушке

Тем самым пубертатный конфликтсоответствует движению вспять, к содержанию и примитивным, детским формам половой жизни. Если это движение не обусловлено с самого начала патологической фиксацией на детских переживаниях, то оно однозначно является следствием несостоятельности общества в решении проблемы полового удовлетворения при половом акте в период полового созревания.

Имеются две принципиальные возможности: или юноша или девушка вступает в пубертатный период и вследствие своего предшествующего сексуального развития неспособны найти полового партнера, или общество отказывает им в создании условий, благоприятных для полового удовлетворения в период созревания. Все это толкает его (ее) к онанистическим фантазиям, а тем самым и ввергает в патогенную ситуацию детского конфликта. Ясно, тем не менее, что между этими двумя возможностями не существует коренного различия, так как первая из них является всего лишь следствием патогенного сексуального воспитания и ситуации в семье в детстве. А она была, как известно, сориентирована на неукоснительное вытеснение сексуальности. В этом случае в полной мере уже в детстве дало себя знать воздействие преград, которое общество воздвигало перед половой жизнью, тогда как в другом случае оно проявилось только в пору половой зрелости.

Мы оценим данное обстоятельство еще вернее, сказав, что оба препятствия половому развитию — в детстве и в пору созревания — совпадают. Ведь препятствие, уходящее корнями в детство, создает фиксацию, к которой сексуальность может быть возвращена позже под воздействием препятствий социального характера, возникающих в период созревания. Если преобладают последствия детской травмы сексуального развития, то в точном соответствии со степенью этого ущерба снижается способность начать нормальную половую жизнь по достижении зрелости. Тем легче может сказаться и воздействие социальных препятствий на пути полового общения со вступлением в пору половой зрелости.

Чувство сексуальной вины сильнее при мастурбации, чем при половом акте, потому, что онанизм отягощен кровосмесительными фантазиями, в то время как половое сношение, приносящее удовлетворение, в нормальных условиях делает такие фантазии излишними. Если преобладает фиксация на объектах детства, то будет нарушен акт и чувство вины будет не меньше, чем при мастурбации. Но сексуальное переживание, приносящее удовлетворение, может ликвидировать и чувство сексуальной вины. Это обнаруживается сколь угодно часто. А так как онанизм при прочих равных условиях никогда не приносит такого же удовлетворения, что половой акт, то при онанизме дает себя знать более сильное чувство вины.

Между типом человека, достигшего половой зрелости и совершенно неспособного сделать шаг от своей инфантильной привязанности к родителям в реальную сексуальную жизнь, и типом человека, который делает этот шаг без всякого сомнения, спасаясь, таким образом, от инфантилизма своей сексуальности, существуют всевозможные переходные типы личности и ситуации.

Первый из названных — конечно, тот, кто соответствует идеалу «порядочного» юноши: привязан к семье, подчиняется требованиям родителей, являющихся, как известно, представителями консервативного общества. Он —хороший ученик в том смысле, какой вкладывают в это понятие консерваторы, — непритязательный, скромный, покорный. Позже представители этого человеческого типа образуют основной контингент добропорядочных семейных пар и граждан государства, неспособных к критике. Но именно этот тип поставляет и основную массу невротиков.

Представители другого типа, весьма охотно характеризуемого как асоциальный, в основном склонного к бунтарству, требовательного, не расположенного к родительскому дому и враждебно настроенного к мелкобуржуазной среде, из которой они вышли, образуют революционные группы в рядах рабочих и служащих и порождают многочисленных психопатов в определенных слоях мелкой и крупной буржуазии. Движимые инстинктами, носители таких характеров опускаются по социальной лестнице, если вовремя не присоединятся к социальному движению, так как иначе они оказываются внутри своего класса в состоянии неразрешимого конфликта. Так как эти люди обладают интеллектом, превосходящим средний уровень, и способны к сильным переживаниям, учителя, ориентированные на «добропорядочность» и интеллект, не превышающий среднего уровня, не знают, что делать с такими учениками. Они «морально нездоровы» (мораль понимается здесь в полном соответствии с реакционными представлениями о жизни) или, по крайней мере, их характеризуют таким образом, даже если они не делают ничего другого, кроме реализации той естественной функции, в основе которой лежит половое влечение. Но так как в консервативном обществе, в нынешних условиях сексуального бытия, именно это действие слишком часто касается самого края преступления, то по чисто социальным причинам такая молодежь легко оказывается жертвой беспризорности. Оценивая таким образом юношескую сексуальность, мы полностью согласны с Линдсеем, который пишет в своей книге «Революция современной молодежи» о трудностях, с которыми сталкивается подрастающее поколение: «В целом, я различаю несколько типов молодежи, вовсе не безусловно сталкивающееся с такого рода трудностями. Это, прежде всего, молодые люди, не обладающие энергией, лишенные уверенности в себе и инициативы. Молодые грешники чаще всего как раз и обладают этими ценными свойствами, и поэтому тем более ценным является их спасение. Дело обстоит таким образом, хотя и не всегда, но очень часто. Хорошие отметки в школе могут означать для мальчика только одно — что у него отсутствуют мужество и энергия или здоровье, и его удерживает от грехопадения не «добродетель», а всего лишь страх. Для нормального юноши мораль не играет большой роли, если он — действительно здоровое, молодое, живое существо, каким и должен быть. Ему следовало бы точно так же не осознавать свою душу, как он не осознает дыхание или какое-либо другое проявление жизнедеятельности организма».

Источники:

http://detki.guru/psihologiya-rebenka/pubertatnyj-period-psihologicheskie-problemy-i-kak-ih-reshit.html
http://studopedia.ru/12_49709_pyat-stadiy-polovogo-sozrevaniya.html
http://studfiles.net/preview/6216826/page:20/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector