Характер подростка и типы акцентуации личности. Характер подростка и его психологические изменения

0

Характер подростка и типы акцентуации личности. Характер подростка и его психологические изменения

Акцентуации характера у подростков

Вследствие дисгармоничного развития личности в подростковом возрасте, возможно появление так называемых акцентуированных черт характера, которые представляют собой гипертрофированную выраженность отдельных черт, и обуславливаются повышенной уязвимостью личности при некоторых воздействиях, а так-же затрудняют ее адаптацию в ряде специфичных ситуаций. Акцентуации характера нельзя назвать патологичными, они скорее являются крайнем вариантом нормы. Вервые термин «акцентуации» или акцентуированная личность» был введен немецким психиатром и психологом Карлом Леонгардом в 1968 г. Он выделяет следующие виды акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, экстравертированный, интровертированный. Хотя данная классификация и доказала свою полезность и достоверность, но в ней был один весомый недостаток, а именно она была ограниченна возрастом испытуемых, так как опросник К. Леонгарда был рассчитан на взрослых. Однако в нашей стране получила распространение классификация, предложенная советским психиатром Андреем Евгеньевичем Личко, который создал ее опираясь на труды К. Леонгарда и П.Б Ганушкина, модифицировав и расширив ее для применения в детском и подростковом возрасте, а так же переработал описание типов, вывел новые и изменил название некоторых типов акцентуаций. Это необходимо было сделать, так как именно в подростковом возрасте большинство акцентуаций проявляется наиболее ярко, а начинают формироваться они еще раньше. А.Е. Личко, в своих работах предлагает использовать термин «акцентуации характера», заменив им термин К. Леногарда «акцентуации личности», объясняя это тем, что личность это очень широкое понятие включающее в себя структуру, динамику развития, мотивационно-потребностную сферу и т.д. А характер представляет собой структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения человека. Таким образом А.Е. Личко понимает термин акцентуации характера как временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации. И выделяет следующие типы акцентуаций харрактера: истероидный тип, психастенический тип, эпилептоидный тип, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, шизоидный, неустойчивый, конформный и астеноневротический типы.

Стоит обратить особое внимание, что акцентуации не являются патологией, хотя такую интерпретацию этого понятия не редко можно встретить и в публикациях, касающихся данной темы. Нужно различать понятия акцентуации характера и психопатии. А. Е. Личко выделял следующие отличия акцентуаций характера от психопатий.

Акцентуации характера в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте и компенсируются в более позднем, проявляются, как правило в определенных ситуациях в ответ на конкретный тип психотравмирующей ситуации, редко приводят к социальной дезадаптации. А психопатии в свою очередь, отличаются одинаковой выраженность в любом возрасте и в любых ситуациях, декомпенсация может случиться без видимых причин, часто приводят к социальной деадаптации.

В своих работах К. Леонгард подчеркивает, что наличие акцентуации личности является крайним вариантом, но все же нормы, в ином случае нормой бы являлась средняя посредственность, а любое отклонение от нее считалось бы уже патологией, таким образом, человек не имеющий акцентуированных черт, с большой вероятностью, не будит развиваться как в положительную, так и в отрицательную сторону. А акцентуированная личность, наоборот готова к развитию как в социально положительное, так и в социально отрицательное русло. Л.Н. Собчик в своих работах подчеркивает, что «именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом», И приводит информацию, что во время проведения социально-психологического исследование в Московских Вузах было выявлено, что «среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями».

Так же, А.Е. Личко были выделены степени акцентуаций, а именно – явная и скрытая. Под явной акцентуацией характера понимается выраженность определенных черт определённого типа характера. Распознать этот тип акцентуации можно по средствам диагностических опросников, получения сведений от близких индивида и т.д. Подростки с явной акцентуацией характера являются «трудными», так как, черты характера сильно заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Именно подростки с явными акцентуациями составляют так называемую группу «повышенного риска»- они особо податливы к различным пагубным влияниям или психическим травмам. При особых условиях заостренные черты могут проявиться в другом свете и дорасти до психопатического уровня, однако, при изменении травмирующей обстановки, разрешение конфликтов вернет подростка в обычное состояние. Если подросток с явной акцентуацией сталкивается с конфликтной ситуацией или прибывает в травмирующей обстановке достаточно длинное время, это может повлечь за собой часто повторяющиеся психопатические реакции со временем перерастающие в психопатию или в аффективные реакции длящиеся не более суток, разряжаемые агрессией или аутоагрессией, нередко с аффективными вспышками и бурными поведенческими реакциями.

В свою очередь, скрытая акцентуация проявляется в обычных условиях очень слабо или не выражается вообще, при ней наиболее заостренные черты выступают в основном под воздействием определенных ситуаций либо психотравмирующих событий, которые предъявляют особые требования к месту наименьшего сопротивления. Таким образом, в достаточной мере трудно диагностировать наличие скрытых акцентуаций у подростка, даже при возможности детального изучения биографии и наблюдении в привычной обстановке. Как явные так и скрытые черты в более старшем возрасте обычно хорошо компенсируются и не препятствуют социальной адаптации.

Не стоит так же забывать о социальных факторах, которые так же могут повлиять на возникновение акцентуированных черт характера у подростов. Социальные факторы делятся на макросоциальные и микросоциальне. К макросоциальным причинам, относят изменения в социальных отношениях общества, например общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от устоявшейся системы ценностей и т.д.

К микросоциальным факторам чаще всего относят три сферы жизнедеятельности ребенка: семью, школу и референтную группу сверстников. В семейной сфере неблагоприятные последствия могут наступить из-за неверных стилей воспитания, как например гипоопека и гиперопека. Гиперопека является недопустимым стилем воспитания, для подростков с такими типами акцентуаций как истероидный или гипертимный, а гипоопека является опасной для шизоидного и эмоционально-лабильного типов. Школьная сфера отвечает за формирование социальных отношений подростка, образцов поведения в различных ситуациях, многочиленных социальных установок, и главное выступает первой моделью социального мира. При нарушениях внутри этой сфере, например при дидактогении, могут наблюдаться такие последствия как формирование двойной морали, отрицание нормативного поведения или социальной апатии. Референтная группа сверстников, как микросоциальная сфера, при таких факторах как педагогическая запущенность ее членов или появление ее в закрытых учреждениях, при недостаточном контроле со стороны персонала, может стать главным регулятором поведения подростков. Включенность подростка в жестко регламентированную группу создает барьеры для его социализации, так как ребенок не имеет возможности видеть другие способы контактов. У детей из неблагополучных семей и социальных сирот могут возникать несоответствие между реальным опытом и «Я-конценцией» со временем приводиящие к дезорганизации личности, и как следствие к фрустрационному состоянию, находясь в котором подросток начинает ощущать неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, одиночество. И как результат начинает проявляется враждебность, к миру который относится к нему неподобающе, и тяге к общению с таким же «трудными» сверстникам у которых находит признание и одобрение.

Рассматривая факторы влияющие на появления акцентуаций характера, стоит обратить внимание, что решающую роль в становлении человека личностью играет процесс воспитания, однако известен тот факт, что процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически и эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального. Исходя из этого можно предположить, что возможности появления акцентуаций связанны и с генетическим наследием, ведь особенности функционирования человеческого организма определяют его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов, нельзя забывать что в биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Читать еще:  За что женщины не любят женщин. Почему девушки не любят добрых парней? Они чувствуют себя одиноко

Таким образом, термин акцентуации характера в наиболее лаконичном виде можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, которая обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Примерно у половины людей имеющих акцентуации харрктера, к тридцати годам они как бы ослабевают и прячутся. Но даже когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может появится при пребывании в долгой стрессовой ситуации. В современном мире затруднительно найти человека, у которого, хотя бы в минимальной степени, не проявлялась бы сочетание акцентуаций или хотя бы одна акцентуация характера. Но акцентуации могут как придать своеобразие личности, так и создать трудности в социальном взаимодействии. Поэтому у первых ученых, которые начали заниматься этим вопросом, отношение к акцентуациям было весьма настороженным, именно этим объясняется что изучение акцентуаций берет свое начало из психиатрии, да и сам термин акцентуация впервые появился в работах психиатров. Более подробно этот весьма сложный, но тем не менее актуальный вопрос отражен в исследованиях таких российских и зарубежных ученых как К.Леонгарда, А.Е.Личко, Г.Шмишек, Ю.М.Орлова, Л.Н.Собчик, Н.А.Государева, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование // Москва, 1968 — 399 с.
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности // Ростов, 1997 — 544 с.
  3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977 — 131 с.
  4. Материалы конференции: Личность современного подростка: проблемы развития, формирования и воспитания // СПб, 1997. — с.20-25
  5. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 томах / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской, Москва 2002
  6. Развитие личности в условиях психической депривации / под ред. И.В. Дубровиной, Москва, 1997 —166 с.
  7. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.
  8. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: 2003.

Типы акцентуаций характера у подростков

1. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

2. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.

3. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

5. Сензитивный тип. Основные черты-повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т.п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.

6. Психастенический тип. Основные особенности – повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу.

7. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие к необычность в выборе занятий и увлечений.

8. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением-отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

9. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа – безграничный эгоизм и “жажда признания”. Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.

Читать еще:  Права и роль женщины в православной церкви. Облик православной женщины

10. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, алкоголизируются, употребляют наркотики и т. п

11. Конформный тип. Главная черта этого типа-постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.

Характер подростка и типы акцентуации личности. Характер подростка и его психологические изменения

Акцентуации – временные изменения характера в подростковом возрасте

Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”) [4].

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те, или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, и управляется ими [18].

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты. Реакции у людей в корне различные.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей [12].

Однако, индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам:

1) сфера направленности интересов и склонностей

2) чувств и воли

3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека [12].

Еще на заре учения об акцентуациях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о “переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием” [29].

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как “латентную психопатию”, М. Фрамер (1949) и О.В. Кербиков (1961) – как “предпсихопатию”, Г.К. Ушаков (1973) – как “крайние варианты нормального характера” [30].

Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета (1968) – “акцентуированная личность”. Однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера [12].

В работах К. Леонгарда используется как сочетание “акцентуированная личность”, так и “акцентуированные черты характера”. К. Леонгард заменил термин “психопат” на термин “акцентуированная личность”. Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа [12].

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А. Е. Личко, акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Читать еще:  Как можно извиниться перед девушкой или женой, если сильно обидел ее. Прошу прощения, или как извиниться перед женой

Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому “акцентуация характера” не может быть психиатрическим диагнозом.

По исследованиям А. Е. Личко патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий [13].

Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации.

Различают несколько видов относительно стойких изменений:

1) переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

2) формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, важную роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

3) трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы [12].

В школьной и обыденной жизни упование на несносный характер – своего рода вечный стрелочник, на которого так удобно сбрасывать ответственность. «Такой вот у меня скверный характер», – язвит подросток. «Ну-ну, характер решил показать»,- вторит взрослый. То есть сам-то ни в чём не виноват – просто с характером не повезло. Такая данность, вроде цвета глаз или горбинки на носу.

Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику, слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные стороны своего характера. А. Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, но разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31 типом характера [13].

Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные.

Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит жизнь молодым людям. В значительной степени особенности их характеров связаны как с психофизиологическими особенностями организма, так и со стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки поведения. Известно, например, что в школу для слепых приходят дети с разными характерами, а у выпускников тип характера, как правило, единообразен – застревающий, вязкий, ибо сама методика обучения, социализация слепых формирует такое поведение.

Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно трудно, но делают, как правило, два очень разных вывода. Один можно сформулировать так: «Теперь я знаю, кто виноват во всех моих ошибках. Я ничего не могу изменить, потому что характер получен по наследству. Я – законченный неудачник». Другой же вывод совершенно иной: «Я больше, чем мой характер. Мой характер – только часть меня». Принятие того, что изменить нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской идентичности. «Мой характер – лишь инструмент, свойства которого я могу знать или не знать, изучать их или не интересоваться ими. Я могу использовать этот инструмент по назначению для решения моих собственных задач, которые ставит не характер, я нечто большее – я сам».

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Как правило, в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой дилеммой: «Я и мой характер. Кто кого?» Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие, более высокие, уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности [19].

Источники:

http://www.b17.ru/article/89145/
http://azps.ru/handbook/t/tip377.html
http://studbooks.net/505260/psihologiya/aktsentuatsii_vremennye_izmeneniya_haraktera_podrostkovom_vozraste

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии