Женский головной убор заимствованный у русских. Головной убор замужних женщин: Сорока

Что для русской женщины означало ношение кокошника

До замужества девушки на Руси повязывали голову простой лентой или венцом, оставляя открытыми косу и темя. На свадьбу косу переплетали и укладывали кругом — «окручивали», откуда и пошло выражение «окрутить девку» — буквально «женить на себе».

Замужняя женщина обязана была покрывать волосы головным убором, иначе она навлекала позор на всю семью. Жёны укладывали волосы каждый день, покрывали шапочкой-волосником, а сверху надевали головной убор сложной конструкции. Кокошники могли сооружаться из десятка различных деталей.

Какой смысл скрывал в себе русский женский кокошник, и как различались эти традиционные уборы в разных губерниях? Фактрум аккуратно перебирает занятные части женского гардероба.

Женские головные уборы на Руси

Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.

Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Читать еще:  Как быстро научиться целоваться с парнем и не опозориться в первый раз? Правильная техника французского поцелуя. По каким признакам можно определить, что вы не умеете целоваться

Тульская «сорока»

«Сорока» была визуально похожа на птичий хвост и по бокам имела «крылья». «Хвост» по центру собирался из плиссированных ярких лент, к нему пришивались такие же цветастые «розетки». Такой головной убор был характерен для жительниц тульской губернии, и носили его «в люди» обычно замужние женщины в первые годы после свадьбы.

Кокошник в традиционном, привычном значении чаще встречался у женщин русского севера, которые носили сарафаны. По-старославянски «кокошь» значило «курица». Визуально «куриные гребешки»-кокошники лучше всего подчеркивали трапециевидный сарафанный силуэт. Украшались такие головные уборы очень старательно — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Носили традиционные кокошники чаще всего богатые купчихи.

«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

Головной убор русских замужних женщин: поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 8

(кика) старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях); шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки

головной убор замужней женщины в северо-русских областях — матерчатая шапочка с высоким твердым околышем. (этнографическое)

старинный русский головной убор замужней женщины

(повойник, повоец) русский головной убор замужней женщины

в Русском госуд. X—XVII вв. — головной убор замужней женщины в виде плотно прилегающего чепца, закрывавшего волосы

Читать еще:  Почему мужчины выбирают женщин старше себя? Почему парни любят женщин постарше: психология

повойничек

старинный русский будничный головной убор замужних женщин

старинный русский головной убор замужней женщины; род кички

старинный русский головной убор замужних женщин — вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички

в Русском госуд. X-XVII вв. — головной убор замужней женщины — платок, сложенный в виде треугольника, надевавшийся поверх повойника или шапки и скалывавшийся под подбородком так, что два конца его свисали на грудь

Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До свадьбы

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Кика рогатая или копытцем

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Читать еще:  Эмоции при расторжении брака. Как вести себя женщине после развода

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.factroom.ru/istoriya/chto-dlya-russkoj-zhenshchiny-oznachalo-noshenie-kokoshnika
http://loopy.ru/?def=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%85+%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD
http://kulturologia.ru/blogs/081118/41220/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector