Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков. Глава I. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков. · причины подростковой тревожности различны: функциологические изменения
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков. Глава I. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков. · причины подростковой тревожности различны: функциологические изменения
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
Курсовик.doc
Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [48].
По определению С. С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [52].
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Термин “тревожность” используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, обычная “норма тревожности” – 15% , в России – 60-75%.
1.4. Тревожность в подростковом возрасте
Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан, являются родительские отношения.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. выделяют такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога». Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье [58].
Это может быть неуверенность в чувствах других членов семьи, в родительской любви, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении. Типичные высказывания индивидов с «семейной тревогой» ярче всего отражают как раз эту сторону данного состояния. Характеризуя свои семейные отношения, они нередко употребляют такие высказывания: «Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно кончится это плохо», «Часто чувствую себя беспомощным», «Когда я попадаю домой, всегда из-за чего-то переживаю», «Я часто хотел (а) бы посоветоваться, но не с кем». В соответствии с этим индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, какую бы объективно позицию в ней ни занимал и сколь активную роль бы ни играл.
Надо заметить, что факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать – ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат.
Эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у тех детей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью к неврозоподобным состояниями, депрессии [43].
Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве наиболее частого ответа у родителей тревожных детей выделяется чувство раздражения, а не беспокойства, уныния, как этого можно было бы ожидать. Этот момент, на наш взгляд, чрезвычайно важен, поскольку при общении с раздраженным взрослым, тем более особо значимым для него, ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины. Причем причину этой вины ребенок чаще всего понять не может [43]. Подобное переживание ведет к глубинной, «безобъектной» тревожности.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Тревожные дети значительно чаще, чем их нетревожные сверстники, испытывают затруднения в ответе на вопрос о предполагаемой оценке мамы, считая, что это во многом зависит от того, как он будет себя вести, а также от маминого настроения и самочувствия.
Таким образом, эти данные указывают на то, что тревожные дети чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, чем нетревожные, семья не дает им переживания межличностной надежности, защищенности.
Интересно отметить, что тревожным подростком мать чаще воспринимается как принимающая, заботливая, но одновременно ненадежная и доминантная, а отец – как требовательный, принимающий, но доминантный и ненадежный. Эмоционально же благополучный подросток в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и сочувствующую, а отца – как принимающего, заботливого, но требовательного.
Таким образом, родители в восприятии тревожных подростков отличаются непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой по сравнению с их эмоционально благополучными сверстниками выраженностью принятия и заботы со стороны отца. Тревожные подростки в большей степени, чем их эмоционально благополучные сверстники, фиксируются на негативных характеристиках родителей и своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура отца.
Итак, в подростковом и раннем юношеском возрасте с тревожностью обнаруживаю связь в основном те же самые характеристики семейного воспитания, что и на более ранних этапах, – непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности, – с одной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция – с другой. В переживаниях тревожных подростков выраженными оказываются чувства собственной зависимости и вины и невыраженным – чувство защищенности.
Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность подростков, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
Выводы по главе I
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков позволил сделать следующие выводы:
- cемья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово, особенно в подростковом возрасте;
- одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности;
- если в семье нет должной гармонии чувств, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности;
- в зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания;
- тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности;
- причины подростковой тревожности различны: функциологические изменения организма, социальная реакция на изменение их физического облика, сексуальное развитие подростков, отношения между родителями и ребенком и другие.
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
Общая гипотеза исследования: предполагается, что чем шире авторитарность родителей в воспитании, тем выше уровень тревожности подростков.
Целью работы является исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.
Объект исследования – семейное воспитание.
Предмет – уровень тревожности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие практические задачи:
а) отобрать несколько семей, в составе которых есть дети подросткового возраста (12 – 15 лет);
б) подобрать методику для:
- установления типа семейных взаимоотношений;
- измерения уровня тревожности подростков;
в) экспериментально измерить уровень тревожности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.
При выполнении работы использовались методы:
- анализ методической, научной литературы по проблеме исследования;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование.
- методика Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ);
- методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» – родитель глазами подростка;
- методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина.
База исследования: 20 полных семей, в составе которых имеются дети подросткового возраста. Общее количество подростков 20 – 10 девочек и 10 мальчиков, учащихся 9-ых классов МОУ СОШ №5 г. Карачев Брянской области.
Процедура исследования состояла в наблюдении, проведении анкетирования, тестирования подростков и их родителей и в последующем выявлении и сравнении уровня тревожности подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.
Психолого-педагогическое наблюдение за подростками
В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
- стремление ребенка к контакту с родителями;
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
- особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные).
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями подростков
Наблюдение за родителями осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
- стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
- форма и характер взаимодействия с ребенком;
- особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
- особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
- выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).
При изучении семей, воспитывающих подростков, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
Курсовик.doc
Федеральное агентство по образованию
Брянский государственный университет
Социально – экономический институт
Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
Специальность: педагогика и психология
Выполнила: студентка группы 2ППс – 2
Сердягина Юлия Петровна
к.психол.н. Карнеева О.А.
Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6
1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6
1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………. ………16
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………………….. .21
2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………. .21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….….. 40
2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово, особенно в подростковом возрасте. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт и др.).
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, Д. Боулби, М. Д. Эйнсуорт). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.
Отечественными психологами предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также типов родительского отношения, способствующих возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков полностью не раскрыт.
Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: предполагается, что чем шире авторитарность родителей в воспитании, тем выше уровень тревожности подростков.
Целью работы является исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.
Объект исследования – семейное воспитание.
Предмет – уровень тревожности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
а) проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
б) раскрыть понятие семейного воспитания и тревожности как индивидуальной психологической особенности;
в) выявить особенности подросткового периода;
г) выявить особенности стилей семейного воспитания и уровня тревожности подростков;
д) определить взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.
При выполнении работы использовались методы:
- анализ методической, научной литературы по проблеме исследования;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование.
- методика Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ);
- методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» – родитель глазами подростка;
- методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями и подростками.
База исследования: 20 полных семей, в составе которых имеются дети подросткового возраста. Общее количество подростков 20 – 10 девочек и 10 мальчиков, учащихся 9-ых классов МОУ СОШ №5 г. Карачев Брянской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической, где проводится анализ научного материала и обобщение данных, и практической, где исследуется взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, а так же заключения, оглавления, приложения и иллюстраций.
Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков
1.1. Специфика и стили семейного воспитания
Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности [53].
Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности [53]. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Семейное воспитание – это более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша [49].
Семейное воспитание – составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия – контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П.Слатер); непоследовательность – последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана Личко А.Е. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И, Давыдова О. И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании (Захаров А.И., Куликова Т.А., Варга А.Я. и т.д.).
Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков
Дата публикации: 06.06.2018 2018-06-06
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова Д. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков // Молодой ученый. 2018. №23. С. 391-393. URL https://moluch.ru/archive/209/51133/ (дата обращения: 03.11.2019).
В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана взаимозависимость возникновения тревожности подростков и способствующее этому враждебное и непоследовательное отношение в семье.
Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.
Проблема школьной тревожности и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями является одной из важных проблем современной науки. Изучением школьной тревожности занимались такие исследователи как: Р. Мэй, Д. Бернс, Б. Филипс и другие. В исследованиях А. Я. Варги, А. А. Бодалева были раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений, в работах Н. К. Радина, С. Г. Якобсона и П. Я. Якобсона выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности, а также до сих пор анализируются данные о причинах нарушения отношений между родителями и детьми и их последствиях (М. И. Буянов, А. И. Захаров).
Эмоциональное благополучие подростков — один из объектов пристального внимания школьных психологов и педагогов. Подростковый возраст, или отрочество — переходный период между детством и взрослостью [1]. Это один из самых напряженных этапов взросления личности, когда за короткое время подросток проходит большой путь в своем развитии через внутренние конфликты с собой и другими, через срывы и восхождения к обретению своего «Я».
Одним из условий, влияющих на появление тревожности у подростков, является психологический микроклимат семьи. Как считали Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, тревожность развивается у детей при наличии внутреннего конфликта, который провоцируется внешними переменными — завышенные требования взрослых и их желание поставить ребенка в зависимое положение, отсутствие единой системы требований или, как крайний вариант, эмоциональное выгорание самих родителей. В этом случае получается, что ребенок находится в постоянном напряжении от ожидания неприятностей и проблем [1].
Целью проведения исследовательской работы было выявление характера зависимости школьной тревожность от стиля детско-родительских отношений, т. е. из-за каких неверных родительских действий страдает эмоциональная сфера подростков. Сейчас это как никогда важно, потому что количество подростков с нарушениями эмоциональной сферы постоянно увеличивается и является серьезным препятствием для их социальной адаптации.
В исследовании принимали участие 25 учащихся 7А класса в возрасте 13 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.
Учащимся было предложено пройти методику диагностики уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер).
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса состоит из 58 вопросов, на которые надо однозначно ответить «Да» или «Нет». Тест выявляет уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей среднего школьного возраста.
Анализируя результаты исследования тревожности подростков, мы выявили, что 20 % учащихся (5 человек) имеют повышенную тревожность и 80 % (20 человек) — имеют низкую тревожность.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) включает в себя 39 утверждений, характеризующие различные воспитательные принципы отца или матери, которые оцениваются подростками, как присущие их семье или нет.
Данный опросник весьма полезен для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
По результатам исследования стиля детско-родительских отношений мы выявили, что высокий позитивный интерес в семьях по отношению к ребенку отметили 40 % учащихся (10 человек), средний уровень позитивного интереса характерен для 32 % учащихся (8 человек), а низкий уровень — для 28 % (7 человек).
Шкала позитивного интереса представляет собой склонность к проявлению внимания и интереса к подростку со стороны родителей, стремление достигнуть его расположения, завоевать авторитет в глазах подростка. Психологическое принятие родителями подростка, основанное, прежде всего, на доверии. Уважительное отношение к мнению подростка, отсутствие грубой силы и нераздельной власти в отношениях с ним [2].
Высокий уровень директивности присущ 12 % (3 человека) учащихся, средний уровень директивности — 28 % (7 человек), низкий уровень — 60 % (15 человек).
Директивность в отношениях с подростком со стороны родителей, стремление к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Направленность на проявление своей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведения [2].
В результате исследования также было выявлено, что высокий уровень враждебности по отношению к подросткам выявился в 24 % (6 человек) семей учащихся данного класса. Средний уровень враждебности получили родители 28 % (7 человек) учащихся и 48 % (12 человек) оценили низким уровнем враждебность своих родителей.
Шкала враждебности характеризуется жестокостью в отношениях с подростком, склонностью к суровому обращению с ним, проявлению недовольства, скептического отношения к его достижениям. Повышенной требовательностью к подростку, стремлением воспитать его в соответствии с общепринятым мнением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Подросток может постоянно находится в состоянии тревожного ожидания, низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением со стороны родителей [2].
Проанализировав результаты исследования, мы получили следующие показатели по шкале автономности:
‒ высокий уровень автономности детско-родительских отношений у 52 % подростков;
‒ средний уровень автономности детско-родительских отношений у 36 % подростков;
‒ низкий уровень автономности детско-родительских отношений у 12 % подростков;
Автономность родителей в отношениях с подростком, формальное отношение к его воспитанию, излишняя беспристрастность в процессе общения. Пониженный интерес к увлечениям подростка, кругу его знакомств, учебе в школе, его проблемам и переживаниям. Как правило, родители слишком заняты собой, чтобы вникать в жизнь подростка, и «замечают» его только тогда, когда он что-нибудь натворил или обращается к родителям с просьбой помочь или посоветоваться в том или ином вопросе [2].
По шкале непоследовательности в воспитании получили следующие результаты:
‒ высокий уровень непоследовательности родительского поведения — у 36 % семей;
‒ средний уровень непоследовательности родительского поведения — так же у 36 % семей;
‒ низкий уровень непоследовательности родительского поведения — у 28 % семей учащихся класса.
Непоследовательность выражается в непредсказуемости для подростка реакций родителей на ту или иную ситуацию, событие — подвергнут ли подростка суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурят за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится [2].
Изучив полученные результаты и сопоставив их, мы обнаружили, что у тревожных подростков ярче всего выражены показатели шкал директивности, враждебности и непоследовательности в семейных отношениях.
Сопоставив полученные результаты по двум методикам, мы выявили взаимосвязь между школьной тревожностью подростков и характером родительских отношений в семье: в семьях, в которых преобладает позитивный интерес и автономность, наблюдается низкий уровень тревожности.
В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что стиль детско-родительских отношений («Позитивный интерес», «Директивность», «Враждебность», «Автономность», «Непоследовательность») действительно влияет на тревожность подростков. Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность. Следовательно, если в семейных отношениях преобладают негативные эмоции, выражающиеся во враждебности, директивности или непоследовательности по отношению к подростку, то подросток будет чувствовать себя незащищенным и постоянно переживать о том, чтобы все сделать правильно — в этом и выражается повышенная тревожность у учащихся.
Источники:
http://stud24.ru/psychology/vzaimosvyaz-stilya-semejnogo-vospitaniya-i/38539-119646-page3.html
http://stud24.ru/psychology/vzaimosvyaz-stilya-semejnogo-vospitaniya-i/38539-119646-page1.html
http://moluch.ru/archive/209/51133/