«Винишко-тян»: субкультура становится опасной. Девушки-винишко. О субкультуре и бессмысленных ярлыках

0

«Винишко-тян»: субкультура становится опасной. Девушки-винишко. О субкультуре и бессмысленных ярлыках

Девушки-винишко. О субкультуре и бессмысленных ярлыках

Она идёт слегка шатающейся походкой — тонкая, стройная, с розовыми волосами и в больших круглых очках. В сумке у неё томик Бродского и штопор. Остановись, мгновенье! Куда же ты мчишься?

— За винишком по акции в «Дикси», — отвечает мгновение.

Винишко-гёрлз: кто они?

Они пьют вино, разбираются в музыке и литературе, читают стихи, иронично шутят, любят Петербург и котов. Новая субкультура! Давайте скорее напишем об этом! Ожидайте шутки про девушек и винишко в «Вечернем Урганте!»

Стоп, стоп, это всё полная чушь. Это не статья о хипстерах в «Комсомольской правде» за 2016 год. Сегодня мы поговорим не о женщинах, а о бессмысленных ярлыках. И расскажем, почему здесь нет никакой субкультуры.

В конце лета – начале осени 2017 года многие вдруг обнаружили, что быть женщиной и любить вино – это целая субкультура. Виной тому – шутки в интернете. Оказалось, существует целая прослойка «женщин-винишко», «винишко-гёрлз», «винишко-тян» (это анимешники, которые смотрят китайские порномультики, их так называют).

То есть, это те, которые пьют вино, разбираются в музыке и литературе, шутки, коты, Петербург, ну и так далее.

То есть, практически любая современная женщина.

Если честно, редакция «Луны», столкнувшись в интернете с этим явлением, сначала подумала, что это такая удачная постмодернистская шутка. Типа, смотрите: мы придумали бессмысленный ярлык, чтобы показать бессмысленность ярлыков и всё такое.

Оказалось, что мы напрасно верили в людей. О «винишко-тян» пишут на полном серьёзе.

Определение появилось в конце августа на Дваче – один из анонимов рассказал об определённом женском типаже, и ему решили придумать название.

На Дваче, грубо говоря, появился почти весь современный рунет, но об этом мы расскажем как-нибудь потом.

Итак, «девушкам-винишко» придумали набор объединяющих черт. Очки, любовь к Петербургу и «сложной» музыки (вроде группы «Буерак»), разноцветные волосы.

«Новая субкультура» стала быстро распространяться и порождать мемы. Появился паблик «Винишко-тян на каждый день» и даже набор стикеров.

В 2008-9 годах, да и до сих пор – правда, уже в более ироничном ключе – в интернете существовало понятие «ванилек». Так называли девушек, которые постят задумчивые цитаты в соцсетях, выкладывают томные и загадочные фотографии в нежно-пастельных тонах и носят хипстерскую одежду. Несмотря на обилие клише, стереотип зачастую действительно был оправдан – как раз примерно в это время в Россию завезли хипстеров, и иные девушки резво переняли этот стиль жизни в погоне за модой, что было трудно не заметить. Даже статья на Луркморе появилась.

Стереотип о «ванильках» довольно быстро размылся и переосмыслился в ироничном ключе. Такое бывает со всеми стереотипами.

Теперь интернету понадобились новые «ванильки». Их взяли из твиттера, инстаграма и пабликов с элитными мемасиками.

Правда в том, что новый стереотип совершенно нежизнеспособен в качестве определения – слишком уж он размыт и непонятен. Это гротеск в чистом виде, имеющий очень мало отношения к реальности.

В качестве самоопределения тоже: нам не удалось встретить ни одну девушку, которая позиционировала бы себя так.

Скорее, это больше напоминает школьную обзывалку.

Возможно, мем о женщинах-винишко родился в голове человека, который выпил вина с умной женщиной и понадеялся на секс, а секса не случилось.

Что ж, обидно. Понимаем. Но это не повод выдумывать целый субкультурный ярлык, честное слово!

Многие женщины любят вино. Это нормально. У многих современных женщин есть твиттер и отличное чувство юмора. Ну и коты, конечно – любой нормальный человек любит котов. О чём речь? Какой стереотип? Кого вы хотите загнать под одну гребёнку – всех женщин, любящих вино?

Таких стереотипов можно придумать множество. Например, «пивчанский-пацанесса». Оно будет, наверное, даже более оправданным в некоторых случаях.

Здесь не видно никакой субкультуры или даже протосубкультуры, но отчетливо видно желание оскорбить. В общем-то, в пабликах, посвящённых «винишку», оскорблений и насмешек действительно хватает. Это немного напоминает паблики о «шкурах», где высокодуховные юноши, сами не отличающиеся чистотой помыслов, яростно осуждают стиль поведения иных барышень.

В этом нет иронии или какого-либо субкультурного начала. Но есть попытка оскорбить, которая выглядит, скажем прямо, не то чтобы очень красиво. К сожалению, это довольно типично: разочаровавшись в общении с девушками, выдумать им целый типаж и объявить одинаковыми. Так, к слову, было и с пресловутыми «ванильками», но тогда это стиль жизни был более выпуклым и различимым. Но какое время — такие и ванильки.

Но, друзья, если вы выпили с женщиной вина и в итоге так и не потрахались, в этом нет ничего обидного. Работайте над собой, и в следующий раз на вас обязательно обратит внимание.

Та самая. В красивых круглых очках и с томиком Бродского в сумке.

Она, лёгкой походкой спешащая в «Дикси» за винишком по акции.

Не упустите свой шанс.

Пейте вино, гладьте котов и будьте счастливы.

Виртуальные гопники и винишко-тян. Что стало с субкультурами и молодежными объединениями в 2010-е

Если вы в юности красили волосы в специфический цвет и носили одежду как униформу, а по одному плейлисту могли определить человека как «своего/чужого», вы были частью субкультуры. Или вы так только думали. Агата Коровина поговорила с Дмитрием Громовым, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН, чтобы разобраться, кто есть кто в молодежных объединениях, какое место в них занимают гопники (и девушки-гопники), какое — винишко-тян в эпоху моральных паник.

Недавно в Европейском университете вы прочли лекцию «Пацан как объект антропологического изучения». Сохранился ли вообще классический пацан? Сейчас ведь идешь по Москве и нет их, пацанов-то.

— Я определяю «пацанов» как социально-возрастной слой. Это очень расплывчатое понятие, подразумевающее молодых людей, много времени проводящих на улице, во дворе. Если говорить об интернетовском образе «пацана» — грызет семки, сидит на кортах — то это продукт интернет-творчества.

Читать еще:  Что сделать чтобы брови не срастались. Сросшиеся брови у женщин: салонные и домашние методы устранения недостатка. Разделит ли сросшиеся брови лазерная эпиляция

В свое время в ЖЖ сформировалось сообщество, которое занималось разработкой образа гопника. Руководила им компания молодых людей, чисто дружеская.

Первоначально в интернете появился ролик, объясняющий, кто такой гопник. Почти все элементы, там представленные, включая семки, неологизмы, Adidas, затем легли в основу образа. На 2006–2007 годы пришелся пик его популярности, а затем все пошло на спад вместе с востребованностью ЖЖ. Обсуждение темы перешло во вконтакте, в фейсбуке следов я не нашел. Руководят этими группами довольно мирные люди, к гопоте никакого отношения не имеющие.

В ЖЖ это выглядело примерно так. Кто-то специфическим языком писал: «Меня батя попросил забетонировать гараж. С одной стороны, я четкий пацан на районе, с другой — батя же попросил. Как думаете, правильно я сделал, что бате помогал? Не уронил ли я гордое имя?» И все на полном серьезе отвечают, мол, норм пацан. Другой писал: «А у меня батя гад. Вот я сижу, все четко, а тут батя подходит, говорит, у нас с тобой недопонимание вышло, я расслабился, а он меня вилкой в глаз ударил. Я его выгнал, уже полгода не знаю, где он. Как думаете, правильно?» Такая игра.

Я встречался с одним из модераторов такого сообщества — очень милая городская девушка, мы с ней посидели в кафе. Рассказала, что чувствует в себе грубость гопничества и поэтому ей прикольно этим заниматься.

По ее оценке, из тех, кто посещает сообщество, только 2 % реальные гопники; но мне кажется, что и эти 2 % обычные интернет-пользователи, сумевшие изобразить гопников убедительно. Просто игра. Такой театр для самого себя.

Но ведь реальные гопники давно существуют, они ведь не возникли как реакция на это движение.

— Есть такое понятие, как возрастная среда. Молодые люди живут во дворах, общаются во дворах, у них есть определенный моральный кодекс, иногда возникают драки — то, что я сейчас как раз с удовольствием изучаю. В Советском Союзе это было распространено больше, так как люди в целом проводили во дворах больше времени. Как правило, это обыкновенная молодежь без криминальных наклонностей. Многие из них потом получали образование, становились интеллигентными людьми. Среди моих коллег, например, тоже есть бывшие «дворовые». Феномен исчезает, так как изменилась система деятельности.

На улицах иногда действительно сидят «на кортах», но это совершенно разные люди, не обязательно «гопота». Есть ощущение, что это скорее стиль поведения деревенских людей им попросту негде сидеть. Устал, присел такая форма отдыха.

У меня родственники давным-давно приезжали из села, дедушка и внуки его, они ели мороженое, а потом неожиданно все разом и присели. Что касается семок… У нас дома, к примеру, всегда они есть, как и в каждом магазине.

Как бы вы с точки зрения антропологии описали гопника?

— Само слово «гопник» — внешнее. Есть понятия «эндоним» и «экзоним». Первое означает то, как люди называют себя сами, а второе — как их зовут окружающие. Так функционируют, к примеру, клички народов.

Кавказцы никогда не станут называть себя «черными». Так же и слово «гопник», оно пришло со стороны.

В последнее время его стали использовать более продвинутые представители групп, освоившие интернет. Как правило, используется слово «пацан». С середины 80-х годов оно стало фактическим названием.

ТНТ выпускал сериал «Реальные пацаны». Как вы считаете, он развил эту культуру, поднял «пацана» на медийном гребне?

— Сериал появился уже на медийном гребне.

А может ли девушка быть гопником? Сериал, в частности, разрабатывал образы таких хабалистых, грубых девушек.

— В принципе в таких сообществах редко встречаются девушки, это по большей части мужские образования. Но есть несколько женских типов, например агрессивная «девушка-мальчик», которая ведет себя наравне с пацанами, или, скажем, «общая» девушка. Но, как правило, мужская субкультура включает только подружек пацанов, и они вспомогательные члены группы. В крайнем случае сестер, их очень уважают.

Если девушка входит в уличную среду или, скажем, в группу футбольных фанатов, как правило, она чья-то. Либо она имеет определенную протекцию. Один мой друг, изучающий субкультуры, договаривался с одной из девушек-скиндхедов провести интервью. Девушка пришла не одна. Еще пара парней возникли вместе с ней с вопросом «те че надо?».

А чисто женские группировки?

— Такие есть. Они занимаются тем же, чем и пацаны: ходят по улицам, дерутся между собой. Только названия у них порой оригинальнее.

К примеру, я знаю, что в Ульяновске существовало объединение «Монализовские». (Смеется.) Среди них были боевые девчонки, призывающие объединяться.

Но там тоже, видимо, были покровители. Это мужской мир, куда иногда пускают девушек, но, как правило, те должны с ним определенным образом соотноситься. Иначе могут возникнуть проблемы. Один исследователь описывал, как в Казани пацаны отлавливали девушек из группировки и подвергали их сексуальному насилию.

Моя знакомая из Одессы, с Поскота, самого опасного района в городе, состояла в такой группировке. Она могла за себя постоять, но и получала. И как-то она сказала, что объединение в группировки было своеобразной имитацией семьи, способом решить свои проблемы.

— Есть такое явление — игровое создание семьи в молодежных сообществах. Роли детей, родителей и супругов условно распределяются между теми, кто состоит в группе. Причем в случае муж-жена далеко не обязательно речь идет о сексуальных контактах, это только форма взаимоотношений. Что интересно, люди, которые создают подобные формации, могут в обычной жизни особо и не общаться между собой, только в процессе игрового контакта. Ваша подруга, видимо, отрефлексировала сложившуюся ситуацию.

Читать еще:  Где девушке найти парня. Мужской взгляд на вопрос, где искать мужа. Что написать незнакомому парню

Но когда мы говорим про уличные группировки, мы выходим за рамки субкультурности. Это разные сферы. Большая часть молодежи не принадлежит к субкультурам, сейчас они и вовсе исчезают по причине ненадобности.

Раньше участие в субкультурных объединениях было частью жизни, одним из путей социализации.

По себе могу сказать, что для меня это было моментом взросления, так мы обретали чувство свободы. Я был хиппи.

— Раза три, только легкие и без особого интереса. Автостопом много путешествовал в свое время. Но мало тусовался, у меня был свой круг общения, не связанный с волосатыми. Субкультура была для меня «выездной» формой, я становился хиппи, когда покидал Москву.

Тот период действительно дал мне внутреннее чувство свободы, которое осталось со мной по сей день как часть личности. Отсутствие свободы не грызет меня изнутри. У меня есть этот опыт, а пережитое в юношеском возрасте становится частью личности.

Сейчас иногда, как и все замученные жизнью, думаю, может, бросить все и уехать подальше. Но потом вспоминаю, ведь у меня это уже было в жизни.

Получается, если я не была частью никакой субкультуры, то в будущем меня может на это прорвать?

— В субкультуру вряд ли потянет, все-таки это форма деятельности, больше «заточенная» под молодежь. Но есть такое понятие «нагуляться в юности». Если в юности была, скажем, оголтелая любовь, то в зрелом возрасте человек будет лучше контролировать свои чувства. Некоторые эмоции лучше испытать в юности. Но для каждого такой путь индивидуален; например, для большинства людей субкультурные формы деятельности не интересны ни в юности, ни в зрелом возрасте.

Для каждого возраста существуют определенные задачи и потребности развития. Старший подростковый и юношеский возраст — это большая потребность в общении со сверстниками, повышенная эмоциональность, ощущение новизны, поисковое сексуальное поведение (у кого-то оно выражается в обретении семьи, у кого-то — в частой смене партнеров).

Все это, в сущности, игра в жизнь, прорабатывание жизненных моделей. Умение играть свойство человека как высокоразвитого существа, только наш вид может продолжать играть на протяжении всей жизни.

С точки зрения выживания действие абсолютно бесполезное. Человек занимается им, поскольку обладает интеллектом.

То есть если человек живет размеренной жизнью, не выпендривается, эксцентричных действий не производит, то можно ставить на нем крест? Он больше не развивается?

— Это зависит от индивидуальных особенностей личности, которые определяют предпочтения как в юности, так и в зрелом возрасте. Кроме того, в модернизированном обществе мы живем чуть больше века, раньше перед людьми не стояли вопросы самоопределения или встраивания в социальную систему. За отрочеством сразу шла зрелость; вступление в брак происходило лет в восемнадцать почти что в обязательном порядке. Расписание жизни было более простым.

Каждое поколение молодежи имеет право на собственную эмоциональную жизнь. Если оно не глупое, то всегда находит для ее воплощения новые способы, и сейчас мы наблюдаем именно этот процесс. Информационный рай и расширенные коммуникации — основная причина, почему субкультурность исчезла. В интернете обнаружить людей по интересам гораздо проще.

Появление тиндера и других сервисов сверхбыстрых знакомств часто связывают с развитием социальной инфантильности. Люди боятся ответственности, после 30 живут с родителями…

— Я живу с родителями всю свою жизнь и не вижу в этом препятствий для саморазвития и самореализации. Но, действительно, есть определенные исследования о том, что уровень инфантильности возрос. Качество жизни улучшается, и потребность в быстром взрослении становится все меньше.

Если говорить о субкультурах, почему некоторые так быстро исчезают?

— Потому что ограничиваются стилистикой, внешним видом, нет совместной деятельности. Лишь мода на имидж.

Но, например, эмо манифестировали побег от внешнего мира к внутреннему.

— Видимо, не прижилось. Девушки и юноши, склонные к «побегу от внутреннего мира к внешнему», выбрали другие пути. Понимаете, сообщество людей существует долго и воспроизводится из поколения в поколение, когда ему есть чем заниматься. Например, байкерское движение существует, потому что они гоняют на мотоциклах. Рок-тусовка — за счет рок-музыки.

Кстати, это очень важно для субкультуры наличие собственной музыки. По этому принципу долго существовали скинхеды.

И сейчас существуют, только подпольно. По крайней мере, один мой друг заявляет, что в душе он скинхед, что скины всегда были, есть и будут. Хотя эмо он тоже был.

— Есть люди, которые в душе готы или средневековые рыцари. Состояние души — это про идентичность. Субкультуры могут существовать как идентичность, к примеру, молодежного движения: хиппи больше нет, а хиппи по душевному состоянию — есть.

Возвращаясь к эмо, у них были музыкальные стили, но не было деятельности.

Сейчас появляется направление с довольно наивным названиемвинишко-тян. С производным винишко все понятно, а тян — это…

— Девушка, персонаж из аниме.

Я рада, что мы с вами говорим на одном языке.

— Ну, тянок надо знать. (Смеется.)

Так вот, винишко-тян коротко стригутся, красят волосы в яркие цвета. Говорят, что вроде как о высоком думают, выглядят соответственно. Однако по большей части пьют вино и ничего собой не представляют. Соответствующих этому описанию девушек сейчас очень много в инстаграме, вконтакте, на улицах…

— История с винишко-тян — пример того, как субкультура конструируется в нынешних условиях интернета. В конце прошедшего лета эта тема возникла на «Дваче», и, как понимаю, она изначально воспринималась как прикол. Был создан комический образ девушки, причем комизм был выстроен на противоречии: с одной стороны, девушка интеллигентная, начитанная и романтическая; с другой — она пьяница, распутница и дурочка. Те, кто придумал этот прикол, искали в интернете фотографии девушек, подходящих под заданные условия, и публиковали их как якобы представительниц «винишек».

Читать еще:  Какие вопросы можно задать однокласснице. Что спросить у девушки в переписке

Появилось визуальное творчество на эту тему: разные отфотошопленные картинки, демотиваторы и прочее. Придумали название образу (обсуждались и другие варианты). Несколько видеоблогерш выступили в образе «винишко-тян». Ключевым моментом стало появление сюжета на телеканале «Россия-24», в котором заявлялось: да, такая субкультура есть, девушки действительно пьяницы, распутницы и дурочки, хоть и читают Достоевского.

В итоге мы видим ситуацию: в реальности «винишки-тян» — это виртуальная игра и не более того, а девушек, которые считали бы себя «винишками», нет.

Несколько лет назад так же обсуждали «ванилек». В реальности таких девушек было не найти, знаю людей, которые пытались. В итоге все, к кому они подходили, отвечали, что они не особо-то «ванильки», а вот на другом районе живет одна настоящая.

Ситуация с «винишками-тян» — пример того, как «субкультуры» создают журналисты и чиновники. Мы живем в эпоху моральных паник, неудивительно, что появляются люди, которые профессионально занимаются созданием таких паник. В частности, создание медийных образов субкультур во многом их заслуга. Кто-то написал, остальные журналисты подхватывают тему — такие фантомы быстро возникают и так же быстро исчезают. К примеру, несколько лет назад появилось слово «метросексуал». К этой группе отнесли мужчин, которые прилично одевались, любили парфюмерию, следили за собой, иными словами, были щеголями. Этот новый тип мужчины придумали СМИ. Около года все активно этой формулировкой пользовались. Когда тему высосали и она стала неинтересна, слово исчезло, а мужчины, которые хорошо одеваются, как ходили, так и ходят, никто их не трогает. Они были, есть и будут, но как какое-либо социальное движение их представлять бессмысленно.

Кто такие винишко-тян?

Современный мир отличается своей непостоянностью. Быстро меняется музыка, литература, кинематограф, мода, стандарты красоты. Еще недавно у каждого второго была зеркалка, и все вокруг были «начинающими фотографами». Какие-нибудь 5-6 лет назад среди девочек были популярны романы Пауло Коэльо (во всяком случае его цитаты) и футболки с американским флагом. Совсем вчера в инстаграме были популярны фитоняшки (спортивные девушки). Сегодняшний день нам дарит новый девичий тренд: винишко-тян.

Что это такое?

Винишко – некая субкультура молодежи, которая проявляется во внешнем виде и в стиле жизни. Строится на любви к одноименному напитку. «Тян» – с японского означает «девушка». Однако нередко и среди мужской половины населения встречаются схожие приметы. Данные представители именуются «винишко-кун», но обнаруживаются реже.

Внешность девочек-винишко:

  • пристрастие к дешевому алкоголю (вину в тетрапаках),
  • стрижка каре,
  • осветленные или окрашенные в безумный цвет волосы,
  • очки без диоптрий,
  • застенчивый вид на снимках,
  • закрытая, чаще всего черная одежда брендов «Юность», «Волчок», «Спутник 1985»,
  • длинные стрелки, темные губы,
  • возраст 15—18 лет.

Внутренний мир «винишек»:

  • любовь к высокоинтеллектуальной литературе (Ницше, Бродский, Кафка, Паланик),
  • тяга к искусству (или фото на фоне картин в галерее),
  • особая музыка: Пошлая Молли, Буерак, Оксимирон, ЛСП,
  • желание уехать в Санкт-Петербург,
  • феминизм,
  • бодипозитив,
  • вегетарианство, а лучше веганство,
  • психические расстройства.

Во многих пунктах допускается вариативность. В частности одежда может быть как длинной и свободной, так и короткой в сочетании с чулками в сетку и чокерами. За маской провозглашенного бодипозитива может быть стремление к экстремальной худобе. Возрастные границы могут незначительно смещаться в обе стороны.

С чего всё началось?

Люди склонны типологизировать, навешивать ярлыки, упрощать. Жить становится легче, если привязывать всё окружающее к какому-либо явлению или субкультуре. Не смогли обойти стороной похожим образом выглядящих девушек. Какова была радость пользователей рунета, когда у них нашлись к тому же и общие вкусы!

Летом 2017 года на «Дваче» разгорелось обсуждение, где давали классификацию современным модницам. Вариантов наименования, в том числе нецензурных, было множество. Остановились однако на характерном и коротком названии «винишко-тян». Корни уходят в недавних хипстеров и ванилек. Их одежда теперь брендовая, неотъемлемой частью имиджа стал алкоголь. Снобизм, литература и увлечения остались примерно теми же. Музыка меняется сообразно моде.

Как общество встретило винишко-тян?

Исходя из схематичного описания выше, получается симбиоз интеллектуальных стремлений в человеке, интересующегося экзистенциальными книгами, нестандартным кино, живописью, с развязным поведением под воздействием алкоголя. Последнее уже не так хорошо. Вообще модой на культуру и образованность следовало бы гордиться! Однако нет никаких гарантий, что такие девушки действительно читают всю ту философскую литературу, осмысляют творчество художников и разбираются в кинематографе. Многими данные увлечения кажутся лишь позой, подражанием. Отсюда и растут ноги у критики, насмешек или даже травли.

Неоднозначное отношение общественности вызывают также отсутствие строгих моральных принципов, легкая смена половых партнеров (в отличие от тех же «ванилек», днями напролет готовых ждать единственного), лояльность к ЛГБТ-сообществу нередко принадлежность к нему. Но опять же, такие взгляды вкупе с заботой о природе, принятием собственного тела и т. д. очень прогрессивны. Непринятие этого происходит чаще всего в глубоких провинциях, в которых такие девушки опережают своё время.

Сюжет России 24 о винишках, который не видно за горой дислайков:

Как к этому относиться?

Винишко-тян – молодая субкультура, пропагандирующая развитие человека как личности в сочетании с гедонизмом и с ухоженным внешним видом. Многие люди находят приятные моменты в данном тренде. Смех же вызывают попытки девушек выдавать себя за тех, кем они не являются в угоду моде, сейчас невозможно отрицать наличие позеров среди них.

Однако не стоит бездумно клеймить каждую носительницу стрижки каре, удобная ведь прическа! Да и книги, популяризируемые этим движением, весьма ценные и интересные. По факту, многие молодые люди так или иначе носят в себе сочетание названных черт. Причина тому проста, винишки – это наиболее яркие люди своей эпохи, с характерными хобби и стилем, порой ориентированным на то чтобы казаться, а не быть.

Источники:

http://luna-info.ru/discourse/vinishko/
http://knife.media/subcultures-2010th/
http://kitjournal.ru/kto-takie-vinishko-tyan.html

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии