Сочетание ударов — движений. Особенности психического развития женщины

Особенности психического развития человека

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие о психическом развитии человека

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании. Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми. Адаптация к миру начинается в результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития, результатом чего является становление зрелой, автономной и аутентичной личности.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий, связанных с периодизацией жизни человека. Анализ публикаций зарубежных (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Э.Эриксон, Ж.Пиаже и др.) и отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и др.), посвящённых психологии развития человека, позволяет увидеть различные классификации возрастных этапов развития человека.

Возрастная психология изучает факты и закономерности пси­хического развития здорового человека.

Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности являются немного разными, вариативными, сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей.

Особенности психического развития человека

1) Противоречия как основа психического развития — бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).

Между этими видами противоречий существует устойчивая взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформируются во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики.

2) Непрерывность психического развития — начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается ежедневно.

3) Дискретность — распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом.

Распределение это условное, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно.

4) Необратимость — те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование .

5) Взаимосвязь психического с другими направлениями развития — физическим, социальным, физиологическим.

Так, в младшем возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений — например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятия действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов. У подростков процесс полового созревания приводит к изменению образа «Я», начинается осознание себя как взрослого — это является подтверждением связи физиологического и психического развития. Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе — новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики.

6) Неравномерность — в определенном возрастном периоде одни компоненты психики развиваются ускоренно, а другие — замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно — замедляются).

7) Переход от низших психических структур в высшие — каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга).

8) «Спиралевидный» характер развития психики — возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых форм отношений индивида с общественной средой.

9) Взаимосвязь количественных и качественных изменений психики — психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований.

10) Планомерность и преемственность психического развития — планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека). Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявления.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

Лекция 9. Психологические особенности разных возрастных периодов развития человека в аспекте отношения к болезни;

Человек может заболеть в любом возрасте. Социальному работ-нику (психологу) необходимо знать типологические особенности пси-хологии людей в разных возрастных периодах для правильного понима-ния реагирования на болезнь представителей различных возрастов. Имеет значение и пол заболевших. Так, женщины легче переносят боль и обездвиженность.

В детском возрасте происходит интенсивный процесс социализа-ции, становление собственного «Я». Ведущей деятельностью дошкольни-ков является игра, а младших школьников – учеба. В игре формируются нормы и способы взаимоотношения людей.

Могут возникнуть типичные характерологические реакции этого возрастного периода, такие как: про-теста (оппозиции), имитации, компенсации, гиперкомпенсации. Напри-мер, недовольство ситуацией может вызвать элективный (избиратель-ный) мутизм – ребенок отказывается говорить в детском саду, гостях и в то же время активно общается с близкими. Дети хорошо имитируют нра-вящихся им взрослых, в первую очередь родителей. Подражают их вы-сказываниям и поведению. При реакциях компенсации поведение детей маскирует ту или иную слабую сторону личности или подавляет пережи-вание ее неполноценности, связанное с наличием того или иного физиче-ского дефекта. Например, физически слабый мальчик находит самоудов-летворение и уважение сверстников, обыгрывая всех в шахматы. При ре-акциях гиперкомпенсации могущих быть как адаптивными (ребенок с фи-зическим дефектом, путем интенсивных спортивных тренировок стано-вится школьным рекордсменом), так и дезадаптативными (самоизолиру-ется от коллектива или завоевывает себе «авторитет», выполняя роль шу-та, драчуна и т. д.).

К общим возрастным особенностям детей следует отнести незре-лость социально-детерминированных форм поведения, перевес эмоцио-нальных сторон психической жизни над интеллектуальными, выражен-ную эгоцентрическую установку.

Читать еще:  Как выбрать из двух мужчин одного. Кого выбрать из двух мужчин

Из патологических синдромов детского возраста надо отметить: явления невропатии (повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выра-женная пугливость, психосоматические симптомы: срыгивание, рвоты, запоры или недержание кала, извращение аппетита и др.); гипердинами-ческий синдром или синдром дефицита внимания (см. лекцию 4); син-дромы страха, особенно страх темноты, одиночества, наказания, уко-лов и др.; синдром уходов и бродяжничества (повторяющиеся уходы ребенка из дома или школы, поездки в другие города); синдром патоло-гического фантазирования (когда в жизни ребенка смешивается фанта-зия и реальность, часто с перевоплощением в выдуманный образ).

Дети хуже взрослых переносят боль и госпитализацию в больни-цу. Они не полностью понимают серьезность заболевания и в силу сво-ей активности с трудом следуют ограничительному режиму лечебных учреждений. Считается, что движение в этом возрасте, как и громкость речи, являются вентилем, ослабляющим эмоциональное напряжение.

Это возраст наибольшего авторитета взрослых в глазах детей. По-этому социальному работнику (психологу) следует использовать данное положение, подключив к реабилитационному процессу уважаемых ребен-ком взрослых (родителей, учителей). В детском возрасте задачи реабили-тации тесно переплетаются с задачами педагогики. Необходимо с учетом эмоциональной откликаемости детей воздействовать именно на эту сферу психической деятельности (похвала, поощрение, ласка и т. д.).

В становлении личности человека огромное значение имеют под-ростковый и юношеский возраст. К подростковому возрасту принято относить возраст 12–15 лет, к юношескому – 15–21 год. В этот период происходит интенсивное физическое созревание с некоторым отстава-нием психического. В пубертатном возрасте ребенок физически уже взрослый, но психически еще незрел. Это возраст, когда появляется склонность к самоанализу, переоценки ценностей, отхода от родителей, критического отношения ко взрослым, существующим нормам и прави-лам. Появляется повышенная потребность утвердить себя среди сверст-ников, мнение которых становится для подростка определяющим. Со-циальным работникам (психологам) необходимо знать характерные по-веденческие реакции на ту или иную ситуацию, свойственные этому пе-риоду взросления.

Реакция эмансипации заключается в стремлении подростков к са-мостоятельности, освобождению от контроля взрослых, самоутвержде-нию. Она может проявляться в непослушании, грубости, игнорировании мнения старших, повышенной критичности ко взрослым и всей сущест-вующей социальной системе, ношению эпатирующей окружающих одежды, причесок, вызывающей алкоголизации, сексуальной распу-щенности и т. д.

Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремле-нии образовывать более или менее стойкие неформальные группы со своими специфическими увлечениями и стилем поведения (футбольные фанаты, поклонники «тяжелого рока» – «металлисты», «рокеры», раз-личные «фэны» – поклонники эстрадных кумиров и др.). Они могут быть социально положительными, социально нейтральными и антисо-циальными. Главным содержанием отношений в таких группах является общение между собой, обмен информацией, взаимопомощь.

Реакции увлечения (хобби-реакции) – выраженный стойкий инте-рес к одному виду деятельности, сопровождающийся сильными эмо-циональными переживаниями. Различают увлечения:

· интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, философия и т. д.);

· телесно-мануальные (спорт, культуризм, рукоделие и др.);

· эгоцентрические (экстравагантная одежда, участие в рок-ансамблях);

· информационно-коммуникативные (потребность в контактах, жаж-да получения новых сведений);

· азартные (карты, гэмблинг) и др.

Повышенное и недостаточно дифференцированное половое вле-чение приводит к реакциям, связанным с сексуальностью. Они прояв-ляются в повышенном интересе к эротической и порнографической ли-тературе и изопродукции, в виде сексуальных фантазий, ранних поло-вых связей, транзиторных эксгибиционистских, групповых гомосексу-альных и мастурбационных актов.

Реакции подросткового возраста в большинстве случаях являются преходящим этапом развития и не вызывают выражений социальной де-задаптации. Однако у части подростков эти реакции могут принимать крайне выраженные формы, отодвигать на задний план все остальные обязанности (школьные, семейные), сопровождаться нарушением соци-альной адаптации и невротическими расстройствами (патохарактероло-гические реакции).

Юношеский период характеризуется переключением внимания от внешних факторов на свой внутренний мир. Идет поиск самого себя, самонаблюдение, познание своих преимуществ и недостатков, своего места в жизни, профессии, иными словами формируется самосознание – представление о самом себе, самооценивание своей внешности, умст-венных, моральных и волевых качеств. Часто эта самооценка сверхкри-тична, что проявляется в чувстве неполноценности своей внешности (веснушки, угри, фигура, форма носа, цвет кожи и т. д.) и может по-влечь за собой формирование синдромов дисморфомании, анорексии, ипохондрии. Болезни и нарушения, возникшие в этом возрасте, расце ниваются, в первую очередь, с точки зрения социального резонанса в кругу знакомых (косметические дефекты, венерические заболевания, сексуальные расстройства). Выражена потребность, часто не удовлетво-ренная, в дружбе и любви. В связи с этим необходимо помнить и о воз-можности юношеских депрессий и самоубийств.

В зрелом возрасте (молодость 21–35 лет и собственно зрелость –35–60 лет) человек достигает при благоприятном стечении обстоя-тельств кульминации жизненной творческой деятельности. Наступает период стабилизации интеллектуальных и эмоциональных процессов. Обычно он уже определяется в профессиональном и семейном плане. Однако и этот период жизни подвержен кризисам: в результате неудов-летворенности успешностью карьеры, сформировавшимся авторитетом, уровнем материального благосостояния, семейным статусом, партне-ром, отношениями с близкими, самим собой (востребован ли для обще-ства, раскрылись ли потенциальные возможности и способности).

В отношении болезни взрослые люди тяжелее реагируют на хро-нические и инвалидизирующие заболевания, особенно те, которые ве-дут к снижению социального престижа, а также «стыдные» болезни (ту-беркулез, венерические, гинекологические и т. д.).

Люди пожилого возраста (60–75 лет) и старческого возраста (более 75 лет) также имеют свои психологические особенности, которые необходимо знать социальному работнику для успешного проведения коррекционных мероприятий. В этом возрасте человек смиряется с тем положением, которого он достиг, нацеливается на достойное завершение жизни. Большое внимание уделяется собственному здоровью, отмечается повышение чувствительности к боли, часты тревога и страх заболеть тя-желой болезнью и умереть, характерна ипохондрическая настроенность. Старение ведет к замедлению мыслительных процессов, трудности овла-дения новыми знаниями и навыками, отсюда склонность к застреванию на мелочах, персеверации, утеря доминирующей мысли, что выражается в речевых оборотах: «как бы сказать…», «чтобы было ясно…» и др., трудности с принятием серьезных решений, консерватизм.

Читать еще:  Как повысить свою ценность для мужчины. Я ведь не уродка и не дура, что ему ещё надо? А может быть нервы

Отмечается эгоцентризм, который проявляется в скупости, недоверии к людям, по-дозрительности, мелочности, стремлении все принимать на свой счет, обидчивости, сварливости, требовании усиленного внимания окружаю-щих. В целом, круг интересов сужается до удовлетворения собственных нужд со снижением морально-этических качеств и расторможенностью инстинктов. Эстетические чувства притупляются, появляется безразли-чие к беспорядку и грязи. Эмоционально легко аффектируются по незна-чительным поводам, долго помнят обиду, преобладает пониженный фон настроения. В волевом плане наблюдается снижение побуждений.

Гротескно заостряются личностные особенности: бережливость перерастает в скупость и жадность, настойчивость – в упрямство; недостаточная самокритичность – в переоценку собственной личности и т. д.

Основная проблема этого периода жизни – одиночество, утрата необходимых и желанных контактов, беззащитность перед окружением, несущим, как кажется пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здо-ровью. Отсюда часто конфликтные отношения с соседями и родствен-никами.

Общую картину «осени жизни» нельзя рассматривать только пес-симистически. Мы знаем достаточное число примеров достойного и мудрого старения, зависящего от отношения к процессу увядания. Вы-деляют следующие жизненные позиции (К. Висневска-Рошковска):

1) «конструктивная» (смиряются с возрастом, активны и настрое-ны на оказание помощи другим, из старости не делают трагедии, ищут развлечений и контактов);

2) «зависимая» (у тех, которые были такими всю жизнь, старея, они еще больше ищут помощи, признания и, не получая этого, чувству-ют себя несчастными);

3) «защитная» (не желают получать помощь от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывают свои чувства, с негодо-ванием и ненавистью относятся к старости);

4) позиция «враждебности к миру» (гневливые старики, обвиняю-щие окружающих и общество во всех своих жизненных неудачах, они подозрительны, никому не верят, ни от кого не хотят зависеть, испыты-вают отвращение к старости, стараются держаться за работу);

5) позиция «враждебности к себе и своей жизни» (характеризуют-ся пассивностью, исчезновением интересов и инициативы, снижением настроения, чувством одиночества, своей «ненужности», жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся как к избавлению).

Возможны и другие позиции, например, позиция «извлечения вы-годы из факта старости» (бегство от ответственности и принятия реше-ний), «зависти к молодым» (критика молодежи, нетерпимость) и т. д. Знание отношения пожилого человека к своему положению об-легчает контакт социального работника с ним. Однако вне зависимости от степени личностных изменений и интеллектуального снижения сле-дует облегчить старым людям адаптацию к жизненным переменам: не следует предъявлять к ним повышенные требования, которые могут вы-звать стрессовую ситуацию и нарушить имеющуюся приспособленность к жизни; не надо ставить их перед неожиданными переменами, которые обычному человеку кажутся мелочами (даже перемещение постели с привычного места); дать им возможность или хотя бы иллюзию своей полезности, общественной значимости без снисходительного сочувст-вия; не вызывать у них сильные и неожиданные эмоциональные сдвиги; отрегулировать подходящим образом их ежедневный режим.

Цель:раскрыть особенности психического развития мальчиков и девочек

Литература:

1 Введение в гендерные исследования. Ч.I: учебное пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2012. – 275 с.

2 Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – 5-е изд., переаб. и доп. – М., 2013. — 290 с.

3 Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства : сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2012. — 350 с.

Существуют ли различия в формировании мозга, в овладении разными видами деятельности между мальчиками и девочками? Да, существуют. Это постоянные и переменные факторы. Прежде всего, это генетически обусловленные факторы в виде половых различий. Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей (новорождённых и детей первых месяцев жизни), физиологи убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом возрасте работает неодинаково. Анализ взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных позволяет с большой долей вероятности определить пол ребенок. Органы чувств младенца уже настроены определенным образом, и из всех звуков он выделяет звуки человеческого голоса (настроен именно на эти частоты), из всего зрительного ряда выделяет человеческое лицо. Уже на первом месяце жизни процессы воспри-ятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.

Интуитивно чувствуя различие в зарождающейся психике малыша, родители по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя отличающиеся жесты и мимику. Не у всех родителей это проявляется достаточно чётко: у большей части интуиция, направленная на ребёнка, вытесняется чувствами, связанными с собственным комфортом или дискомфортом. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, всё ломают и портят»). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». У мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. Это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. Среди левшей больше мужчин, чем женщин.

Различия в результатах исследований учёных разных стран помогают понять своеобразие полов. Наиболее изученное явление в области половых различий – речевые способности. Множество результатов свидетельствуют об отсутствии половых различий по речевым способностям: по голосовой активности младенцев, способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, пониманию грамматики, чтению, лингвистическим способностям, словесным ассоциациям, вербальному интеллекту. Причём эти результаты прослеживаются во многих возрастных группах. То есть, речь играет важнейшую и равную роль в жизни и деятельности обоих полов.

Читать еще:  Вязаные вещи для полных женщин крючком. Кофты для полных спицами со схемами и описанием

Тем не менее, огромное количество других данных свидетельствует о наличии различий в пользу мужчин или в пользу женщин. И это – переменные факторы, к которым можно отнести социально-психологические условия развития.

Так, установлено, что в ходе игры мальчики-дошкольники больше разговаривают со свер-стниками своего пола, причём часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от неё информации или оценки и больше общаются как с взрослыми, так и со сверстниками. Причём для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола. По-видимому, половая сегрегация , которая свойственна дошкольникам, более жёстко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры.

Впервые превосходство особенностей психической деятельности у мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей развития речи, отличающих мальчиков от девочек: артикуляция речи, ее декодирование, словарный запас, беглость речи, скорость чтения, понимание прочитанного и интеллектуальные показатели.

Превосходство девочек и женщин — гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Здесь можно отметить следующие закономерности. Превосходство психической деятельности у женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одарённых, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства у девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек. Но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным (старческим) изменениям? Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга. Фактор гендерной социализации , возможно, также играет свою роль.

С середины 70-х г.г. прошлого столетия не утихают споры вокруг половых различий в математических способностях. Результаты по развитию речи не оспаривались учёными так, как результаты по математическим способностям. По-видимому, здесь имеет место сочетание генетических и социально-психологических факторов.

Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые в какие-то периоды опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но, в другие периоды развития подростков гораздо чаще обнаруживается превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется, начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследовании не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях при прямом определении математических способностей по специальным тестам). Близкие результаты сохраняются и на выборке одаренных детей (когда одарённые девочки сравниваются с одарёнными мальчиками). Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Ряд исследователей обнаружили, что недостаток математической подготовки, характерный для девушек, поступающих в колледжи, приводит к появлению у них специфической «боязни математики» и к тому, что девушки не выбирали в качестве профилирующих дисциплин математические. Круг замыкался — девушки были плохо подготовлены по математике и не стремились улучшить свою подготовку из-за тревоги, что у них ничего не получится. В итоге были разработаны специальные курсы и написаны книги о том, как преодолеть эту математическую тревогу.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11-лет в решении невербальных задач, в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта. Последний результат может объясняться тем фактом, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Кроме того, если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек её ещё нет даже в тринадцать. То есть можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать в профессиях, где ведущим фактором успешности является логика, мужчины обгоняют женщин и становятся как бы более левополушарными, чем женщины.

Американские психологи в 90-х годах 20 в. доказали, что половые различия в математических знаниях есть просто следствие способа подготовки, так как мальчики чаще девочек выбирали карьеру математика в связи с тем, что, когда приходит пора выбирать профессию, девочки находятся под сильным влиянием близких. Родители и учителя, исходя из социокультурных традиций, не советуют девочкам заниматься математикой, и они смиряются со своей «нематематической» судьбой. Было указано и на то, что учителя математики не уделяют девочкам такого же внимания, как мальчикам, исходя из тех же традиций и социальных мифов.

Источники:

http://studopedia.ru/11_14381_osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-cheloveka.html
http://studopedia.su/1_22331_lektsiya—psihologicheskie-osobennosti-raznih-vozrastnih-periodov-razvitiya-cheloveka-v-aspekte-otnosheniya-k-bolezni.html
http://mylektsii.ru/14-22389.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector