Психология половых и гендерных различий. Гендерные различия: мозг мужчины и женщины. Различия в речевых способностях

0

Психология половых и гендерных различий. Гендерные различия: мозг мужчины и женщины. Различия в речевых способностях

Гендерные различия в строении мозга как результат направленной эволюции

Гендерные различия в строении мозга как результат направленной эволюции

Гендерные различия когнитивных функций наряду с другими психологическими функциями, вероятно, формировались в процессе эволюции человека по причине разных репродуктивных стратегий у мужчин и женщин (о них уже детально рассказано в предшествующих главах). Более развитые эмпатичсские способности женщин, по-видимому, связаны с ее тесной вовлеченностью в долговременную заботу о потомстве и потребностью во взаимопомощи с другими женщинами (родственницами и подругами) при заботе о детях. Склонность к кооперации между женщинами может рассматриваться как филогенетически древняя черта, типичная для многих видов приматов. Эволюционно адаптивной характеристикой следег считать и более развитые вербальные способности у женщин, так как именно они должны были играть ведущую роль в формировании исходных вербальных навыков у младенцев. Косвенным подтверждением такой гипотезы можно считать эмпирические данные о том, что у матерей, обладающих высокой беглостью речи, дети быстрее осваивают язык.

Когда говорят, что мужчины в среднем лучше ориентируются в пространстве (в частности, они легче, чем женщины ориентируются по карте), это вовсе не подразумевает, что женщины не способны ориентироваться на местности. Речь идет о том, что в силу особенностей разделения труда в первобытных коллективах, женщины были более привязаны к району местообитания и реже уходили на большие расстояния, как это делали мужчины. Отсюда и разные адаптивные стратегии в ориентации на местности.

Относительно происхождения мужского когнитивного паттерна высказываются две различные гипотезы. По одной из версий, лучшие способности к ориентации в пространстве сформировались у мужчин потому, что они занимались охотой. Недавняя работа Сендрома с соавторами показывает, что ориентация на местности у мужчин и женщин действительно осуществляется по-разному. Женщины ориентируются в знакомой местности по конкретным заученным ориентирам (именно таким образом должны были ориентироваться наши далекие прародительницы, занимаясь собирательством). Мужчины же в основном руководствуются внутренним чувством курса движения (занимаясь охотой, наши далекие предки мужчины не успевали следить за траекторией своего движения, но стремились возвращаться домой кратчайшим путем).

Гипотеза об исходной связи между лучше развитым пространственным восприятием у мужчин и охотой признается не всеми исследователями. Дело в том, что аналогичные половые различия имеют место у грызунов и многих видов приматов, практически не практикующих охоту. Потребность в более эффективной ориентации на местности могла исходно сформироваться у самцов для того, чтобы они могли покидать родные группы и находить партнерш, порой преодолевая для этого большие расстояния. Разумеется, на более поздних этапах эволюции, когда гоминины перешли к регулярной охоте, эти способности самцов могли оказать им неоценимую услугу и подвергнуться дальнейшему усовершенствованию. Чтобы получить доступ к самке, самцы должны были вступать в конкуренцию с соперниками, и в этих условиях им требовалось не Развитие эмпатии, а развитие напористости и агрессивности.

Во всех культурах женщины более разговорчивы, чем мужчины, и термин “болтушка” прочно закрепился за лицами женского пола. Во всем мире девочки начинают говорить раныпо мальчиков. К трем годам у девочек словарный запас в среднем в два раза превосходит таковой у мальчиков. Кроме того, речь девочек более внятна. К логопедам много чаще обращаются родители мальчиков. Изучение работы мозга в процессе речевого общения методом ядерно-магнитного резонанса свидетельствует о существенных различиях между мужчинами и женщинами. У женщин в мозгу имеется особая область, локализованная во фронтальной части левого полушария и несколько меньшая по размеру область, симметрично расположенная в правом полушарии. У мужчин такая специализированная область отсутствует. В процессе разговора у мужчин активизируется все левое полушарие (рис. 6.2).

Рис. 6.2. У женщин речевые центры локализованы в обоих полушариях. У мужчин за речь отвечает только одно полушарие — левое. (Дано по Пиз и Пиз. 2000).

Присутствие областей речи в двух полушариях обеспечивает женщинам очевидные преимущества в сравнении с мужчинами. Девочки быстрее и легче осваивают грамматику, быстрое обучаются иностранным языкам. Они не только лучше владеют речью и больше говорят по сравнению с мужчинами, но остальные участки их мозга оказываются свободными для выполнения других задач. Это позволяет им заниматься несколькими делами одновременно. Когда женщина говорит, то сканирование мозга фиксирует не только активацию левого и правого центров речи, но и слухового центра. Она может одновременно говорить и слушать, плюс к этому, выполнять еще несколько несвязанных друг с другом дел. Мужчины могут либо говорить, либо слушать, потому что делать и то, и другое они не способны в силу ограничения возможностей мозга.

Здесь уместно вспомнить гипотезу происхождения языка, предложенную британским этологом Р. Данбаром и получившую широкий резонанс в англоязычной научной прессе. Данбар полагает, что речь у человека возникла как более эффективный способ поддержания социальных связей, позволяющий одновременно поддерживать контакты с несколькими партнерами. До возникновения речи эту функцию выполнял груминг (чистка шерсти или кожи сородичей). Женщины испытывают большую потребность в общении, чем мужчины. Стратегии мужского и женского стиля разговора принципиально различаются. Для женщин важен сам факт социальной вовлеченности, собравшись вместе, они часто начинают высказываться все одновременно. Такое поведение вовсе не является признаком невоспитанности, напротив, оно свидетельствует о внимании к собеседнику и заинтересованности беседой. Для мужчин такой стиль общения, в силу выше приведенных причин, просто невозможен. Они требуют внимания к тому, что они говорят и не терпят, когда их прерывают (при этом многие из них просто теряют ход мысли). Когда мужчины прерывают друг друга, это свидетельствует о том, что они настроены агрессивно и яаляется одним из проявлений конкуренции.

Читать еще:  Кто платит за развод. Какие госпошлины потребуется заплатить при разводе

Специализируясь на охоте, мужчина должен быть немногословным, но уметь четко и быстро сообщить своим партнерам важную информацию с минимальным количеством слов. Возможно, по этой причине и в наши дни для мужчин основную Ценность имеют формулировка термина и смысл слова.

В отличие от мужчин, женщина больше полагается на интонацию собеседника и его (ее) мимику и жестикуляцию. Описанные различия в восприятии речевой информации зафиксированы на уровне мозга. У мужчин в мозге имеется специальная область, отвечающая за четкий подбор слов, расположенная в задней части левого полушария, а у женщин такой четко локализованной области нет. За словарь у женщин отвечают лобные и затылочные доли обоих полушарий.

Психология гендерных различий

Гендер — определение

Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

Гендерные стереотипы

Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.

Гендерные различия мужчин и женщин

Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

Разрешение конфликтов

Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

Читать еще:  Зачем мужчины отращивают ноготь на мизинце? О чем говорит длинный ноготь на мизинце? Интересные факты: зачем мужчины отращивают ноготь на мизинце

У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

Хобби, увлечения

Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

Половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Макарова Н. Г.

В статье рассматриваются половые и тендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Макарова Н.Г.,

Текст научной работы на тему «Половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения»

ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия

В статье рассматриваются половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.

Исследование учеными самых разных наук проблемы различий между мужчинами и женщинами показывает, что отличительные особенности мужчин и женщин связаны с биологией, психологией пола, уровнем социализации и кросскультурными аспектами, включают следующие блоки факторов:

1-й блок – биологические факторы: биологические признаки; генетические признаки; психофизиологические признаки (половые гормоны);

2-й блок – социальные и психологические факторы: распределение труда в соответствии с половой принадлежностью; присвоение половых ролей: а) подражание ребенком поведению родителей своего же пола; б) подражание ребенком поведению взрослых релевантной группы; идентификация ребенком с собственным полом, его принятие и соответствие поведения с ним, ожидаемое обществом; усвоение социальных норм, общественных установок, гендерных стереотипов, определяющих обществом; оценивание поведения детей в зависимости от пола;

3-й блок – культурные факторы: распределение труда в зависимости от культуры; присвоение гендерных установок, обычаев и особенностей поведения в соответствии с культурой.

Следует учитывать, что «пол» определяется в момент рождения. О «гендере» подобное сказать нельзя, так как осознание человеком своей социальной принадлежности происходит в течение всей его жизни во процессе воспитания, развития и становления как личности, в результате чего он учится тем необходимым нормам поведения, уяснению специфики деятельности. «Пол» является отличительной характеристикой мужчин и женщин по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям, а понятие «гендер» является их отличительной характеристикой по социальному аспекту. Это значит, что мужчина и женщина должны играть определенную социальную роль, соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике деятельности, которые определяются обществом в той или иной культуре в соответствии со своим полом.

Чаще всего люди стараются придерживаются социальных норм, и главной причиной этого является желание человека быть принятым обществом. Такого рода желание достигается путем осуществления следующих механизмов (М1зсЬе1 ¥., 1970):

Читать еще:  Нравятся ли мужчинам полные девушки. Нравятся ли парням полные девушки, или это просто очередной миф

1) «дифференциального усиления», при котором приемлемое гендерноролевое поведение поощряется, а неприемлемое – наказывается. Добиваться этой цели можно при помощи родительского воспитания в виде одобрения или не одобрения тех выполненных детьми занятий, соответствующих для гендера;

2) «дифференциального подражания», заключающегося в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и ведет себя в со-ответствии с ней.

Обычно люди выбирают такие ролевые модели в поведении, которые соотносятся с их гендером. Прежде чем перейти к рассматриваемому в данной статье вопросу, важно определить понятие «гендер».

Опираясь на контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, можно выявить сущностные признаки гендера, сводящиеся к следующему:

– социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе ее развития в соответствии с определенным полом, – мужчина и женщина -должны соответствовать определенным социальным правилам и нормам поведения, необходимым обществу в разных культурах, начиная с самого рождения;

– специфика гендера проявляется в социально-психологических отношениях – общение, взаимодействие с другими людьми на уровне поведенческих форм в зависимости от пола;

– гендер определяет набор соглашений личности, отражающий типичные черты, стереотипы, роли, характерные для мужчин и женщин. Гендерные стереотипы выражают установки общества на модели поведения, ожидающие от мужчин и женщин;

– социально-психологический конструкт, представляющий собой сущность, механизм и специфику формирования черт маскулинности и феми-нинности в обществе, которые отражаются в социально-психологических характеристиках;

– социально-психологические характеристики личности, возникающие на основе биологического пола, но обязательно во взаимодействии с другими людьми и отличающиеся по ментальному, эмоциональному и поведенческому признакам;

– гендерные признаки проявляются благодаря социализации личности и в зависимости от культуры, которые изменяются с взрослением личности;

– определяет иерархию социальных отношений между полами и неравенство возможностей – система властных отношений, где мужчина доминирует (общественная сфера), а женщина подчиняется (частная сфера);

– предполагает осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.

Несмотря на многочисленные теории, посвященные проблеме половых и гендерных различий, до настоящего времени не существует единого подхода к данной проблеме, что осложняет ее эмпирическое изучение.

Исследование проблемы подтверждает, что в эксперименте в рамках отличительных половых и гендерных особенностей их изучение определяется поставленными психологом задачами:

1) при изучении психических познавательных процессов, личностных особенностей говорят о половых различиях, так как исследования прежде всего направлены на определение различных психологических признаков, а затем уже обращают внимание на половую принадлежность;

2) при исследовании социокультурных и социально-психологических свойств маскулинности, фемининности и андрогинности людей вне зависимости от их биологического пола (ролевые позиции и др.), при изучении ценностных ориентаций, включая направленность на человеческие отношения и семью (фемининность), а также на успешность и достижение целей, (маскулинность) рассматриваются гендерные различия.

Что касается методик изучения гендерных особенностей, то их совсем немного, а именно: методика изучения гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса, методика изучения гендерных установок у детей (полустандар-тизированное интервью В.Е. Кагана), методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида (модификация Т.В. Бендас), методика выявления маскулинности – фемининности (Фрайбургский личностный опросник РР1), методика «маскулинность – фемининность» С. Бэм, методика изучения гендерных стереотипов – опросник, предлагающий для оценки образов: «идеальная женщина», «женщина в отличие от мужчины», «предназначение женщины», «оценка женщины самой себя», изучение гендерной идентичности методом фокус-группы и т.д.

Все перечисленные методики отражают гендерные особенности, но не всегда при их изучении следует использовать только указанные методики. Нередко используют обычные стандартные опросники для изучения личностных характеристик с учетом категории пола. Исключение составляют методики изучения психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также интеллекта, креативности, способностей).

В исследовании установлено, что эмпирическое изучение отличительных особенностей мужчин и женщин в плане их сравнения осуществляется в трех различных направлениях:

1) изучение половых различий (исследования психических познавательных процессов, интеллекта, креативности, способностей);

2) гендерных характеристик (гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных установок, фемининности – маскулинности);

3) гендерных различий (психологических особенностей личности: психических состояний и психических свойств личности; волевой, эмоциональной, мотивационной сферы).

Мы считаем, что в настоящее время возникла необходимость создания методики интегрального плана, способствующей изучению совокупности

качеств, отражающих мировоззренческие, потребностно-мотивационные, ценностно-ориентационные и поведенческо-деятельные компоненты мужчин и женщин. Работа над ее созданием и апробацией осуществляется.

SEX AND GENDER DISTINCTIONS OF MEN AND WOMEN, FEATURES OF THEIR STUDYING

The Chair of Psychology

t Т7лл_Ра11+л1 ЛГГ1

20, Kosmonavta Volkova St., Moscow, Russia

TrfAmotmnol Ра11+л1лгпло1 T

j.IlldilW.liUiiu.X XJ.J.VtC]r;V’XJ.VAVlXI, JjVU I VllLUiUglVUl L’lUVViOHJ

The article considers sex and gender distinctions of men and women, features of their studying.

Источники:

http://bio.wikireading.ru/21129
http://ladyeve.ru/vsyakoe/psihologiya-gendernyh-razlichij.html
http://cyberleninka.ru/article/n/polovye-i-gendernye-razlichiya-muzhchin-i-zhenschin-osobennosti-ih-izucheniya

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии