Психология девочки-подростка. Физические изменения в организме подростка

Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.

В жизни ребенка наступает время, когда гормоны бушуют, когда поведение ребенка не имеет никакой последовательности. Этот период, а именно с 10 до 15 лет, называется подростковым. Это именно то время, когда детство уже прошло, а взрослая жизнь еще не наступила. Этот период считается кризисным, потому что в это время ребенок претерпевает кардинальные физиологические и психологические изменения.

В подростковый период гормоны щитовидной железы и гипофиза, а за ними и все остальные начинают активно работать, в кровь ребенка резко начинают поступать огромное количество половых гормонов и гормонов роста, вследствие чего происходит скачок роста и веса. Так же меняются пропорции тела. Они принимают уже окончательные размеры, которые будут сохраняться на протяжении всей жизни. Сначала это делает голова, затем ступни и кисти рук, дальше удлиняются конечности (ноги и руки) и только потом туловище. Из-за такой дисгармонии тела подростков выглядят угловатыми, непропорциональными. Так же в этот период происходит процесс полового созревания, на лице и теле начинают расти волосы, возникает половое влечение, у девочек растет грудь, начинается менструация, а у мальчиков ломается голос и появляется эрекция.

В этот кризисный период у подростков нестабильное эмоциональное состояние, эмоции быстро меняются от безудержного счастья к глубокому несчастью. Самые незначительные поводы приводят их к злости и ярости.

Исследователи выявили два возможных варианта протекания кризиса переходного периода:

  1. Кризис зависимости. Основные черты:
  • Инфантильность в действиях и суждениях;
  • Послушание во всем;
  • Подчинение мнению большинства;
  • Несамостоятельность.
  1. Кризис независимости. Основные черты:
  • Грубость:
  • Упрямство;
  • Негативное отношение ко всему;
  • Не признание авторитетов;
  • Стремление поступать по-своему во всем.

Многие считают, что лучше, когда ребенок пошел по пути «зависимости», что так ребенок ближе к родителям. Однако одной из главных задач переходного возраста является именно формирование самостоятельности в поступках и суждениях подростка, поэтому путь «независимости» является максимально продуктивным, он помогает личности подростка адаптироваться ко всему новому, что несет в себе переходный период. В подростковый период у ребенка развивается интерес к себе, своему внутреннему миру, развивается критическое мышление (подростковый максимализм), потребность в признании и в наличии близких отношений со сверстниками.

Родители, не привыкшие к новому поведению своих детей-подростков, зачастую делают ошибки, настраивая их против себя. В настоящее время предлагается ряд рекомендаций родителям на тему своего поведения с детьми:

  • Необходимо разработать систему поощрений и наказаний. Обязательно нужно обсудить ее с ребенком, чтобы он был в курсе и согласен с ней.
  • При установлении запретов обязательно необходимо мотивировать их причину. Нужно объяснить ребенку, почему нельзя то, что вы запрещаете, к чему могут привести необдуманные действия ребенка. Вместе найдите оптимальное решение проблемы.
  • Обязательно нужно проявлять заботу, участие, эмоциональную поддержку, интерес к жизни ребенка. Как можно чаще нужно проявлять свои чувства, но таким образом, чтобы не быть навязчивыми, так как подросток неохотно пускает в свой мир взрослых, но ваша забота ему очень важна.
  • Общаться нужно только диалогом, на равных с ребенком. В этот период нельзя проявлять свое превосходство как взрослого человека.
  • Будьте внимательны к бедам и проблемам подростка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, особенно в негативном свете. Любите его таким, какой он есть и, главное, говорите ему об этом.
  • Обязательно говорите подростку, что вы очень гордитесь им.

Старайтесь не допускать конфликтных ситуаций! Если все же до них дошло, не повышайте голос на ребенка, старайтесь все объяснять спокойно и уравновешенно. Но если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, и ребенок начинает прогуливать уроки, курить, употреблять алкоголь, ворует, обманывает или предпринимает попытки суицида – не ждите ни минуты, обязательно обращайтесь к квалифицированному психологу, который поможет ребенку преодолеть этот сложный период!

Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности

Подросток и сложности в общении – почти синонимичные понятия. Трудный, переходный, кризисный возраст – это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.

Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?

Физиологические изменения

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

Читать еще:  Прощальные письма любимой девушке. Слова расставания с девушкой

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Психологические изменения

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».

Подросток и отношения с родителями

Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.

Читать еще:  Как сказать девушке, что она нравится и предложить встречаться. Как намекнуть девушке, что она мне нравится: несколько способов признаться в чувствах

Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.

Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.

Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.

Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался. Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого. Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.

Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.

Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики. Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все. Хорошо, что нас с мужем двое – когда один выходит из себя, вступает другой и наоборот. Пока держимся…»

Часто родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку, контролируя его желания и чрезмерно опекая. Родителям просто необходимо проявить инициативу, понять, что ребенок уже вырос из детских штанишек и помочь ему пережить сложный подростковый период как можно легче, сохраняя эмоциональную близость.

Залогом того, что подросток из ершистого негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.

Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности подростка

Подростковый возраст (10-11 – 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 см, а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет; у девочек – 11 лет. После окончания фазы «бурного роста» в более медленном темпе он может продолжаться еще несколько лет.

В тоже время физический рост характеризуется неравномерностью изменений различных частей тела. Первыми размеров, характерных для взрослых достигают голова, кисти и стопы. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается в последнюю очередь. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками и отражается на их психическом состоянии.

Например, у некоторых ребят возникает чувство «физической неполноценности», в силу чего они начинают стесняться раздеваться в присутствии других людей, неохотно посещают занятия физкультуры. Девочки же, переживая неудовлетворенность своей внешностью, нередко пытаются улучшить свою фигуру, например, высокие начинают сутулиться, опускать голову.

Неравномерность физического развития сказывается и на характере движений подростка – они у него отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью.

Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно. (Асеев, С. 121-122).

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости. (Петровский, С. 104).

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением. Это является причиной бурного подъема Е , а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям .

Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функциональногорасстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке).

Читать еще:  Приметы для тех, кто хочет замуж. Приметы для незамужних девушек, которые хотят выйти замуж

Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста является половое созревание , оказывающее огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).

Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых , это является одним из источников возникающего чувства взрослости . Во-вторых , половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих , наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым. (Асеев и Петровский).

Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других – только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия . В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций , с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.

Для мальчика центральным событием становится первая эякуляция и внезапное половое возбуждение, которое в период пубертата наступает особенно легко, спонтанно. Хотя для мальчиков эрекция как признак половой потенции является предметом гордости, у них может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Они могут избегать танцев, ответов у доски, начинают задумываться о том, есть ли у других мальчиков та же проблема неумения контролировать эрекцию.

Как и у девочек, у мальчиков пубертат связан с психологическими изменениями. Половое созревание сопряжено у них с повышением конфликтности в отношениях с родителями и дистанцировании от них. Эта конфликтность наиболее заметна в средний период пубертата и сначала затрагивает отношения сына и матери; конфликтность с отцом возникает позже.

Перед началом и во время полового созревания некоторые мальчики страдают синдромом страха раздевания (на уроках физкультуры, в спортивных секциях и т.п.). Поскольку все развиваются с разной скоростью, то облик тела разный, что и вызывает у некоторых застенчивость и стыд своего тела.

Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, поэтому подростки (в особенности – девушки) уделяют пристальное внимание своему телу. Иногда желание иметь стройную фигуру доводит подростков до таких крайностей, что у них развиваются такие нарушения питания, как нервная анорексия и булимия .

Нервная анорексия – это опасное для жизни эмоциональное расстройство, которое характеризуется навязчивой идеей относительно еды и собственного веса. Ее главными симптомами являются постоянное и преувеличенное внимание к диете и еде, искажение нормальной самооценки, чрезмерная потеря в весе (не менее 15%), колебания настроения, чувство изоляции, беспомощности, подавленности и одиночества. От 5 до 10% больных анорексией умирают от медицинских последствий недоедания. Фанатичная диетомания сочетается у них с изнурительными физическими занятиями, что приводит к социальной изоляции и отдалению от родственников и друзей.

Мужчины редко страдают анорексией. Среди больных анорексией – 95% женщин, преимущественно в возрасте от 12 до 18 лет. Сегодня данным нарушением страдает около 1% девушек.

Булимия – это синдром обжорства, с последующим искусственно вызванным освобождением от съеденной пищи. Для булимии характерно неудержимое и быстрое поглощение за короткое время большого количества высококалорийной пищи. Переедание с последующим освобождением от съеденной пищи может происходить по много раз в день. Обжорство происходит тайно, часто по ночам. Обычным завершением эпизодов обжорства являлась произвольно вызванная рвота.

Булимики не довольны своим внешним видом и мечтают о стройной фигуре. Однако они не могут совладать со своим пристрастием к еде. Обычно приступы обжорства следуют за периодами стресса, сопровождаются тревожностью, подавленным настроением. Булимией страдают в основном девушки.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет свои различия. Так, рано созревающие мальчики, как правило, являются более успешными в общении со сверстниками и в других видах деятельности. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены производимым впечатлением. Поздно созревающие мальчики менее уравновешенны, более напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие мальчики менее популярны среди сверстников.

В отношении девочек исследования показывают, что раннее созревание оказывает преимущественно негативное влияние на девочек. Они менее довольны своим телом, т.к. они становятся крупнее и полнее своих поздно созревающих сверстниц. Также они более подвержены стрессу, более беспокойны, капризны и раздражительны, а также менее популярны среди своих сверстниц. Они хуже учатся, чаще наблюдается нарушение поведения в школе, преждевременное сексуальное поведение и ранние браки. Многие поведенческие проблемы этих девочек связаны непосредственно с вовлеченностью в отношения со старшими мальчиками. (Н. Ньюкомб, Ф. Райс, Г Крайг).

Источники:

http://www.b17.ru/article/podrostkovij-period/
http://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/article-35099-podrostkovyy-vozrast-fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti/
http://studopedia.ru/10_33437_anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-podrostka-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-podrostka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector