Почему церковь признала брюки женской одеждой. Почему женщине нельзя носить брюки? Можно ли носить брюки вне храма

Почему женщине нельзя носить брюки?

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей. » Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «. определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную. », и тут же продолжение: «. ни носити личин комических. при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса. » и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта — буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35). И еще: «. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем. » (1 Тим. 2:12). «Брючное» искушение — хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Читать еще:  За каких парней девушки выходят замуж. Он снова сделал вас романтичной. Он хорошо относится к домашним животным

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е — 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, . За это отвечать придется перед Господом . И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся . И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «. не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим — это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли женщине в церковь в брюках

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих православных верующих интересует вопрос можно ли в церковь в брюках женщине ходить. Справедливости ради нужно отметить, что зачастую именно стиль одежды становится нежеланием посещения храма. Ответы на выше поставленный вопрос не редко пытаются найти в цитатах из Библии. При этом в них много людей видят однозначный запрет на хождение женщин в брюках. Но некоторые люди это трактуют совершено по-другому.

Что об этом говорит Библия

Если хорошо изучить Ветхий Завет, то конечно же можно найти ответ на вопрос можно ли в церковь в брюках женщине. В Святой Книге сказано, что женщина не должна быть одета в мужскую одежду, а мужчина в женскую. Но, перед тем как делать какие-либо выводы прежде всего нужно детально изучить какая одежда была в те времена.

Многие, наверное, удивляться, но в Средние века как таковых брюк в принципе не существовало. Они появились в гардеробе только в 19 веке. Также в православном писании сказано, что под одеждой для противоположного пола имеется ввиду комическое одеяние. Оно предназначено для ряженых.

Еще в христианских канонах озвучивается, что девушка или женщина облачиться в мужскую одежду для того, чтобы совершить подвижничество. В этих словах имеется в виду отклонение женщины от сути в которой создал ее Бог. Подведя итог можно сказать, что в цитатах и Библии нигде не сказано о строгом запрете ношения брюк в церковь женщинами.

Мнение священников

Несмотря на то, что строгого запрета нигде нет все же многие священники придерживаются строгого запрета ношения брюк женщинами. Почему нельзя в брюках в церковь они объясняют тем, что одежда в некоторой степени диктует некоторые формы поведения, которые могут быть несовместимыми с христианскими нормами.

Например, в юбке не удобно сидеть в развязанной позе, а в брюках — удобно. Согласно мнению священников, такое изменение манеры может тянуть за собой изменение не только в поведении, но даже в характере.

Кончено сегодня не существует строго запрета на брюки. Но все же если у вас есть вариант одеть другую одежду, то лучше отдать предпочтение ей. Конечно, если вы посетите церковь в брюках, то в ас никто не выгонит. Но знайте, что все же в некоторых храмах это может спровоцировать конфликт.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Также следует отметить, что к этому запрету более серьезно относятся в монастырях. В такой форме одежды не стоит посещать монастырь даже в качестве экскурсантки.

В какой одежде ходить в церковь

Главное требование к одежде, в которой вы будете посещать храм – это скромность и не броскость. Ни в коем случае нельзя надевать шорты и майку. Плечи девушки или женщины обязательно должны быть накрытыми. Существует несколько рекомендаций в какой одежде ходить в церковь женщине:

  • Нужно женщине обязательно в церковь надевать платок. Если вы по пути увидели храм и решили в него зайти, а у вас не оказалось с собой косынки, в таком случае голову можно накрыть балахоном или капюшоном. Подойдет даже шляпа или берет.
  • Старайтесь не надевать брюк. Лучше отдайте предпочтение юбке или платью. Длина юбки в церковь не должна быть выше колена.
  • Если вы надеваете платье, тогда нужно выбирать модель с закрытым воротником и длинным рукавом. Также подойдет модель с рукавом три четверти. В любом случае обязательно должна быть закрыта грудь, плечи.
  • Церковь нельзя посещать в обуви на высоких каблуках. Нужно отдавать предпочтенье обуви на низком каблуке или на плоской подошве. Это должны быть максимально закрытые туфли.

Очень важно не забывать какая юбка должна быть в церкви. Если у вас нет юбки за колено, то можно даже надевать модель в пол. В короткой юбке вас могут не впустить в церковь, а если и пустят, то это вызовет много ярости в прихожан. Зачем провоцировать конфликт. Ведь в церковь ходят не за этим. При этом не оставляйте без внимания цветность одежды. Отдавайте предпочтенье пастельным и неброским расцветкам. Главное правило подбора одежды – не привлечь к себе внимания.

Читать еще:  Хотят ли мужчины любви. Ты любил козла? Дорожат личным пространством

Чего нельзя надевать

Решив посетить церковь нельзя надевать шорты, джинсы, лосины, короткие юбки. Как описано выше брюки также не желательны. Одежда не должна быть обтягивающей. Даже если согласно всем рекомендациям у вашей блюзы будут длинные рукава и прикрыты плечи, но она будет изготовлена из прозрачного материала, то ее также нельзя надевать для посещения храма.

От яркой и сильно выраженной парфюмерии также стоит отказаться. Ни в коем случае не обувайте спортивную обувь. Макияж должен быть не броский. Губы не стоит красить яркой помадой. Лучше в этот день накрасится более натурально, а то и вовсе отказаться от макияжа.

Если вы хотите посетить церковь или монастырь с целью экскурсии или ради интереса – помните, что это святые места, куда приходят верующие люди обратится к Богу. Поэтому с какой бы целью вы не посещали их, одежду нужно подбирать очень тщательно.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

Post navigation

8 thoughts on “ Можно ли женщине в церковь в брюках ”

Вот все понимаю… Но когда начинается «избегайте такой одежды, выбирайте такую одежду, лучше выбрать…» — иногда просто плакать хочется. Церковь это Дом Божий. Нужда войти туда, может возникнуть спонтанно и срочно! И что тогда делать бедной женщине? Бежать домой переодеваться. Москва — огромный город. Дорога до дома из любой точки редко занимает меньше 1 часа. А может достигать и 2-3 часов. На что обрекают женщину? Получается, если она живет обычной жизнью и носит брюки, как миллионы ее подруг, то она и помолиться не может зайти, свечку поставить? Фактически, церковь просто обрекает ее на некий маскарад, приходится покупать одежду, в которой кроме церкви никуда не ходишь. Например, у меня юбки есть только в летнем гардеробе. Нет у меня ни одной зимней юбки и теплой обуви под нее, это весь гардероб надо менять. Денег столько нет, а пугалом по городу ходить стыдно. Получается, зимой я не должна ходить в церковь?

Извините за многословие и повторный комментарий, просто для меня это очень больная тема. В памяти всплывает последний случай. У меня произошло очень значимое событие, я зашла в ближайший храм, эмоции переполняли, очень хотелось помолиться! Одета я была в брюки, до дома два часа езды, да и молитва была нужна срочная… Как нарочно, с собой ни шарфика, ни платка не было, я понимала прекрасно, что это может быть проблемой… Я встала рядом с дверью, далеко не проходя, стояла молилась и плакала. Очень тихо, никому не мешая, как мне кажется. Ко мне подошла женщина и очень вежливо сказала: в церковь без платка и в брюках нельзя, может быть у вас есть с собой платок… Всё. Из своего состояния я была выбита моментально. Перед ней я извинилась, из церкви ушла. Смятение не покидало весь день. Я внутренне постоянно оправдывалась перед ней. Что платка не было, что я все знаю, что очень надо… и я осуждала эту женщину, хотя она, наверняка, ничего плохого не хотела. Есть в наших церквях гораздо грубее люди, она же вежливо подошла… НО… Весь день я была занята не Богом, а ею. И какими-то там платками и юбками. Разве это нормально? Я не в мужской одежде, а в женской! Я не люблю много времени уделять нарядам, а брюки это практично и красиво. Почему я должна раскаиваться в этом? Почему меня обрекают на то, чтобы вместо Бога я думала о тряпках? Чтобы, имея ребенка и много забот, я бегала по магазинам в поисках длиной юбки, и путалась потом в ней по зимней грязи, потому что юбки «до колена» на мне смотрятся ужасно и мне в них холодно зимой. Мне кажется, в этой теме надо раз и навсегда навести порядок. Я не хочу, чтобы церковь для меня была местом костюмированного посещения. В некоторых храмах есть платки, чтобы накинуть, тогда пользуюсь. Но не везде.

Здравствуйте!Скажите вот у меня такой вопрос ,если нет юбки никакой или платьев ,чем можно их заменить?

А почему лосины нельзя, ведь они бывают разные? Одно дело, если яркие или те, которые являются альтернативой брюкам — тогда понятно. Но многие лосины являются заменой колготок, они нейтральных цветов, такие вполне подходят к платьям. В мороз в колготках холодно, а лосины плотнее и теплее. На мой взгляд, в таких нет ничего неприличного.
Еще хотелось бы отметить, что при разговорах про одежду употребляют слово «надевать», а не «одевать». Одевают кого-то, а одежду надевают. Извините за замечание, не хотела придираться, просто эта формулировка встречается в статье не один раз.

На канале «Спас» батюшка однозначно сказал, что в церковь надо заходить хорошо одетым: чисто, красиво, достойно. Брюки не возбраняются при этом. А вот рядиться в какие-то «парео» вместо юбок, чужие платки напяливать на голову — глупо.

Извините, совсем как-то грустно стало от этой статьи. Юбка в пол, одежда мышиных тонов, платок… Когда-то поход в церковь воспринимался как праздник, надевали лучшее или эта традиция была только на Западе? И да, именно по этой причине откладываю посещение православной церкви много лет

А если у человека больные ноги и ему прописано ходить в брюках. И писание хрень мужики ходили в платьях это просто брехня чтобы сдирать бабло а бог в сердце…

В церковь идёшь когда это требует душа. Вот почитала я что в брюках лучше нельзя, и голова косынкой должна прикрыта — и поняла что не пойду я сегодня в церковь . А что завтра — уже видно будет… вот так и многие люди — вроде хотят зайти и зашли бы, но нет, есть требования… но если у меня с собой нет платка , ладно уж в брюках как нибудь … а зря не изменят требования … вот так и теряют своих овец ..

Почему женщине нельзя носить брюки? Можно ли носить брюки вне храма?

Вначале приведу цитаты из Священного Писания и Предания Церкви о мужской и женской одежде:

1. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5).

Трудно не заметить, что в те времена мужская одежда мало отличалась от женской. Но всё же – чем-то отличалась. Так что обе стороны не могли одеваться в противоположнополое. Ведь возможно, что это было вызвано проблемами «малых городов» (к примеру, Содома).

2. «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную. посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного. если суть миряне — отлучать от общения Церковного» (VI Вселенский Собор, прав. 62)

Правило это связано с благопристойностью жизни христиан и неучастии их в языческих празднствах (типа масленицы, которую на Руси праздновали очень широко, со всеми последствиями). Однако, по сути, справедливо будет, при подобном раскладе, отнести это ко всем ряженым.

3. «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою. (Гангрский собор прав. 13)

Читать еще:  Как после 40 выглядеть на 30. Женщины за сорок, которые выглядят абсолютно божественно

Считая, как известно, брак делом грешным (Гангр. 1, 4, 9, 10, 14), еретики-евстафиане не делали различия между мужчинами и женщинами, но признавали всех равными. Для внешнего проявления этого, они рекомендовали своим женщинам, ради мнимого подвижничества, носить, вместо женского, мужское одеяние, которе они носили сами и которое и было упоминаемо в 12 правиле этого собора. Отцы Гангрского собора осудили такой взгляд и основанием к осуждению было учение церкви о том, что это есть грех пред Богом и было осуждено еще ветхозаветным Св. Писанием: Да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия(Втор.22:5). Таково было и учение всех отцев церкви (Никодим Милаш)

Священное Писание и Предание предписывает мужчинам и женщинам уклоняться от того, чтобы одеваться подобно лицам противоположного пола. Собственно запрет относиться именно к этому, к тому, чтобы сознательно или бессознательно не мимикрировать под признаки другого пола. Мы теперь знаем из данных науки, что такого рода тенденция часто очень нездорово отражается на психике, душевно-физическом развитии человека и в особенности ребенка и что родители, по какому-то неразумию одевавшие мальчика девочкой, и наоборот, иной раз наносили своим детям бессознательно глубокую психологическую травму на все последующую жизнь. Именно в этом смысле следует запрет на неупотребление тех или иных видов одежды женщиной в храме и в жизни. Что же касается ношения брюк, джинсов, шортов и подобной одежды, то здесь нужно различать ситуацию нашего нахождения в церкви, где это более чем непринято, и бытовой ситуации – работа на огороде, на даче или на летнем отдыхе, на море, где, конечно же, мы употребляем одежду, сообразную роду занятий, которым заняты.

Определение брюк, как элемент специфической мужской одежды, в наше время является неполным. Есть брюки женские, есть брюки мужские. Мужчина никогда не наденет на себя женские брюки.

Приведу ответ Владимира Легойды, соредактора журнала «Фома» на вопрос читательницы:

Юбка, брюки и прочая одежда — этот элемент культуры, а не веры. Если говорить богословским языком, брюки сами по себе не несут никакого сотериологического (т.е. спасительного) смысла. Равно как и вся культура в целом — т.к. не в ней совершается спасение. Спасение наше совершается Богом, смотрящим на человеческое сердце. Таким образом, спасение происходит вне пространства культуры.

С другой стороны, значит ли это, что культурные феномены совсем не важны, не играют никакой роли в жизни верующего человека? Думаю, что не значит. Вы сами пишете: «Культура никогда не сможет принять Христа, если Церковь будет ее сторониться и не принимать во внимание». Иными словами, культура важна. Важна как оболочка, как подача содержания. Конечно, когда мы приносим человеку подарок в день рождения, главное — это внимание, это сам дар, а не обертка, которая играет, быть может, самую последнюю роль. Но тоже играет.

Я работаю преподавателем в институте и прекрасно пониманию, что то, как я одет на лекции, не влияет на ее содержание. Грубо говоря, я могу прийти на лекцию в рваных брюках, галстуке на голое тело и шляпе сомбреро. И говорить то же, что говорю, когда я «обычно» одет (костюм, галстук). Моя одежда не скажется на содержании лекции, но еще как скажется на ее восприятии. Будут ли студенты воспринимать меня, как обычно или начнут отвлекаться на мой внешний вид? Вопрос риторический.

Мы вообще часто склонны недооценивать символизм внешнего вида. Но правильно ли это? Вся культура человечества сущностно мифологична (в данном случае, под мифом я понимаю не вымысел или искажение действительности, а особую форму человеческого сознания, обусловленную культурно и исторически). Мифологична, а значит символична любая униформа. И хотя не она делает человека профессионалом, нельзя недооценивать ее значения. Представьте себе гаишника, который стоит на перекрестке в клетчатых брюках, милицейской фуражке и машет батоном доктороской колбасы, стремясь регулировать движение! Вы можете сказать, что я передергиваю, что я говорю о другом. Отнюдь. Почему, когда мы собираемся на работу, на учебу и т.д. (т.е. в места, гораздо меньше значимые и важные для нас, чем храм), то обращаем внимание на любую мелочь, а когда идем в церковь, то сразу с негодованием отметаем все внешнее: «Для Бога это не важно!» Конечно, нет. Но ведь важно для ближнего. Мне, как, думаю, и любому мужчине, намного сложнее сосредоточиться на молитве в храме, когда вокруг стоят женщины в коротких юбках и стильных брюках. Вы скажете — это моя вина, моя похоть. Опять соглашусь. Но неужели из-за этого женщины должны отказаться помочь мне преодолеть мои слабости, неужели должны захотеть стать соблазном? Апостол Павел в первом послании к коринфянам прямо говорит, что идоложертвенная пища не может осквернить человека, свободного в вере, так как «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8). Но тут же оговаривается: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 9, 13). То же самое можно сказать и про одежду.

Одежда, действительно, часть культуры. И к культурному ареалу тоже нужно относиться с уважением. Скажем, в русском православном храме в Лондоне многие женщины приходят на службу в брюках, там это мало кого смущает. Но практически все они, попадая в Россию, надевают юбки, когда идут в храм. Мне кажется, что это правильно. Недавно в нашем храме (Казанский собор на Красной плащади) наблюдал молодых ребят-католиков. Одна из девушек, увидев , что женщины стоят в платках, сама надела на голову платок, хотя, судя по всему, была не замужем и даже в строгом каноническом православном смысле, могла этого не делать. Но мне почему-то кажется, что в ее поступке было намного больше подлинной христианской любви и смирения, чем было бы в демонстративном нежелании подчиниться культурнной традиции. Ведь христианская любовь проявляется в том числе и в правильном понимании культурных традиций, уважении их, в снисхождении к человеческой слабости. Получается, культура тоже имеет отношение к нашему спасению!

И последнее. Вы сами в своем письме указываетет на важность культуры, когда говорите, что Церковь должна идти в ногу со временем, иначе останется в прошлом. И опять соглашусь с Вами — в том, что касается формы проповеди, языка общения с сомневающимися. Но здесь нужно четко представлять себ еще и вот что: Мистическая Церковь, Церковь Таинств, в которых присутствует Сам Христос, не может остаться в прошлом и не должна идти в ногу со временем, так как временным является лишь этот постоянно меняющийся мир человеческой культуры. Мир Царства Божия, к которому мы призваны, вечен. И нет ничего неправильного в том, чтобы в преддверии вхождения в этот мир не идти в ногу со временем.

Источники:

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3184
http://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-zhenshhine-v-cerkov-v-bryukax/
http://www.pravchelny.ru/communication/ask/?ID=71

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector