Почему на Руси было принято бить женщин? Должен ли муж бить жену

Почему на Руси было принято бить женщин? Должен ли муж бить жену

Традиция регулярно бить жену появилась на Руси с принятием христианства. В языческий период женщина была более равноправным членом общества, чем в христианский. Женщины до XI века оставались под защитой своих близких родственников (отца и братьев), даже если вступали в брак. И те горой стояли за любимую дочь и сестру. Это не относилось только к украденным или купленным женам, которые в семьях супругов существовали на положении рабынь.

Женщины, вступившие брак по собственному согласию или договору между родителями, обладали многими правами. Могли даже «развестись» — уйти от мужа, если не были удовлетворены браком. Роль женщины отражалась и в наличии божеств женского рода: Лада – богиня любви и брака, Макошь — богиня прядения, рожаницы – божественные посланницы, определявшие судьбу ребенка при рождении.

После крещения Руси

Вместе с крещением Русь приняла и новую мораль, которая самым невыгодным образом сказалась на судьбе русской женщины. С принятием монотеизма и установлением главенствующей роли мужчины женщина в семье стала восприниматься как существо в какой-то степени неполноценное, неразумное, как дитя. Муж должен был буквально опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души».

Эта забота должна была выражаться в строгости и регулярных побоях. Аналогичным образом воспитывались и дети. Во многом такой стереотип поведения был внушен церковниками, которые в Средние века усматривали в женщине корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти. Чтобы душа женщины не попала в ад, муж был просто обязан регулярно «наущать» ее «битием».

Телесные наказания считались чем-то вроде профилактической работы. Они должны были выбить из женщины все те пороки, которыми она по определению была наделена с рождения. Если мужчина бил супругу, значит, заботился о спасении ее души от адского пламени. Сами женщины так усвоили этот урок, что отсутствие побоев воспринимали как признак отсутствия мужниной любви и заботы. Такие законы семейной жизни были отражены в известном литературном памятнике «Домострое».

Как бить жену

«Домострой» был создан неизвестными авторами приблизительно в XV-XVI веках в Новгородской республике. По мнению исследовавших этот документ Александра Сергеевича Орлова, Сергея Михайловича Соловьева и других русских литературоведов и историков, «Домострой» стал результатом труда множества священников, «учителей народа», и одновременно квинтэссенцией моральных норм общества того периода.

В этом документе делу «воспитания жены» посвящена не одна глава. Анонимный советчик поучает добропорядочных мужчин, как правильно бить жену, чтобы не наносить ей тяжелые увечья. Мужчине не рекомендовалось бить женщину по глазам, ушам и другим важным частям тела, чтобы не сделать супругу калекой. Также не следовало использовать для «воспитания» тяжелых и особенно металлических предметов, поскольку все это может привести к инвалидности.

Физические методы воспитания по «Домострою» полагалось применять не только к женам, но и к детям, слугам и нерадивым работникам. Регулярное поколачивание всех этих людей – иногда просто так, в профилактических целях – было святой обязанностью мужчины, как главы семьи. Таким образом он, как прилежный пастырь, заботился о своем «стаде».

Не бьет – значит, не любит

Именно так воспринимали русские женщины более лояльное к себе отношение. Сейчас это может показаться странным и диким, но нельзя забывать, что женщина воспитывалась в патриархальном обществе. Всю ее жизнь регулировали суровые законы семьи, рода. Русские женщины в подавляющем большинстве своем были необразованными, с узким кругозором. Им и невдомек было то, что жить в семье можно как-то иначе. Да и примеров таких не было.

Читать еще:  Вопросы девушке 16 лет. Какие вопросы можно задать девушке при знакомстве? Что нужно спрашивать, чтобы заинтересовать девушку

Если женщине случалось – крайне редко – выйти замуж за иностранца, она вполне естественно воспринимала отсутствие побоев со стороны мужа как признак его нелюбви. Со временем в обществе было забыто исконное значение телесного наказания как способа воспитания «в страхе божьем». Мужчины стали бить жен просто из ревности или своеволия. Хуже всего, что сами женщины по-прежнему воспринимают такое поведение как норму и годами терпят рукоприкладство.

Мнение психологов

В русском обществе очень сильны традиции. Даже самые дикие и абсурдные. Память предков диктует русским женщинам молча терпеть побои и не выносить проблему на суд публики. Это меньше принято в интеллигентных семьях; чаще встречается в низших слоях населения. В последних регулярные побои могут быть отягощены пьянством и часто накладываются на другие виды насилия (моральное, сексуальное).

Как бы женщины ни считали, что «бьет – значит, любит», насилие – это только насилие. Зачастую опустившийся мужчина продолжает жить с давно нелюбимой женщиной и при этом бить он ее тоже продолжает. Ни о какой любви в таких семьях речи даже не идет. К тому же в огромном количестве случаев побои заканчиваются убийством. Ежегодно от рук своих мужей гибнет более 10-ти тысяч россиянок.

Плоды такой «любви»

От домашнего насилия страдают и дети. Даже не будучи прямыми жертвами побоев, они вырастают морально ущербными. Психологи называют это отклонение Стокгольмским синдромом. Он выражается в неспособности человека, который в детстве подвергался любому виду насилия, противостоять ему во взрослой жизни. Это касается и ситуаций, когда ребенок регулярно наблюдает избиение своей матери.

Такой человек становится беспомощным перед агрессором. Иногда он не только не может защитить себя, но еще и попадает в моральную зависимость от насильника. Если к ребенку, как и к его матери, применялось насилие, он точно так же вырастает с психическими отклонениями того или иного рода.

В зависимости от типа личности и силы нанесенной травмы у жертв насилия может развиться целая гамма отклонений: тревожное расстройство, маниакально-депрессивный психоз и пр. Девочки, выросшие в таких семьях, перенимают манеру поведения матери и вырастают уже сложившимися жертвами. Интуитивно они находят себе и соответствующего партнера, склонного к насилию. Так образуется очень крепкая связь «жертва – тиран», которая нередко обрывается только со смертью жертвы.

С мальчиками все еще сложнее, потому что они могут повторять модель поведения отца. Это не 100%-ная закономерность, но очень часто мальчики, выросшие в обстановке жестокости и насилия, сами становятся крайне жестокими. Если подобное «воспитание» накладывается на определенные психологические особенности личности, общество получает готового маньяка-убийцу. Едва ли такие люди могут считаться «плодами любви».

Внутрисемейное насилие на Руси: За что били крестьянских женщин, и как они могли защититься

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

За любую провинность — невкусно приготовленный обед, нерационально потраченные деньги — женщина могла получить «нравоучение». В селе не говорили «бить», говорили «учить», рукоприкладство вовсе не было чем-то неприемлемым, напротив, считалось обязанностью любого уважающего себя мужика («жену не бить — толку не быть»).

За какие провинности крестьянские женщины могли быть битыми

Не приветствовалось поведение, которое подрывало мужской авторитет в глазах общественности. Возражения, критика действий мужа, — достаточное основание для побоев. Также порицалась лень, медленный темп выполнения хозяйственных работ, ненадлежащее хранение и использование сырья. Супружеская измена (или только подозрение таковой) могла стать причиной серьезных телесных повреждений. В такой ситуации к процессу «обучения» женщины могли подключиться и другие члены семьи — свекровь и свекр в частности.

Читать еще:  Как распознать девушку легкого поведения по внешности и повадкам. Что думают мужчины о женщинах

Такая жестокость объясняется риском зачать и родить ребенка от чужака. В крестьянской среде рождение нового члена семьи означало, что работать придется больше, а также делить ресурсы на большее количество людей. Перспектива кормить незаконнорожденного крайне нежелательна для главы крестьянской семьи. Не всегда физические истязания по отношению к изменнице были инициативой мужа. Нередко решение о наказании принималось на сходе, а супруг был лишь исполнителем.

Для преступлений против супружеской верности было актуально «вождение» или «посрамление» с элементами физического насилия. В селе Ярославской губернии обманутый муж запряг жену в телегу вместе с лошадью и стал наносить удары кнутом поочередно — то животному, то женщине. Таким образом крестьянин преодолел расстояние в 8 верст. Женщина скончалась.

Мужчина, который отказывался от наказания неверной жены, как пишет кандидат исторических наук З. Мухина, подвергался осуждению и насмешкам. Такое поведение воспринималось как подрыв основ, неспособность быть главой семьи. Физическое насилие применялось в отношении и тех, кто отказывал в сексуальной близости мужу. Специалист по гражданскому праву Е. Соловьев писал, что побои могли последовать из-за отказа быть сожительницей свекра (это явление называется снохачество). Или же наказанием для строптивой родственницы служила более тяжелая работа и постоянные придирки.

Как пишет тамбовский историк В. Безгин, рождение ребенка женского пола тоже могло вызвать негодование родни, это связано с тем, что земельные ресурсы в сельском сообществе распределялись лишь в расчете на мужское население. Рождение девочки не сулило семье расширение надела. Случалось, что побои заканчивались смертью, существуют многочисленные свидетельства, подтверждающие летальный исход. Но такие уголовные дела вести было сложно, так как свидетели происшествия, как правило, давали ложные показания, защищая мужа-деспота от наказания.

Обращение в суд ухудшало положение вещей

Женщины, которые искали защиты у властей, рисковали. Такая позиция воспринималась сообществом как бунт против семейных традиций. В. Безгин пишет о следующих примерах. После рассмотрения дела в волостном суде Тамбовской губернии о побоях от мужа крестьянку-заявительницу ждало осрамление (публичное вождение по селу в знак осуждения), организованное супругом и свекром. Приговором суда был арест виновного на 7 дней. В Сараевском волостном суде, где разбиралось дело о принуждении свекром крестьянки к интимной близости, было принято наказать истицу за клевету. В качестве меры наказания назначен арест на 4 дня.

Жертва становится убийцей

Самый простой способ прекратить издевательства — вернуться в дом родителей — осуждался в крестьянском сообществе, так как противоречил православной морали. Не только женщина обретала плохую репутацию, но и те, кто ее приютил, получали звание потворщиков «бабьего своеволия». Жены, которые не могли выносить побоев, решались на убийство. Чтобы не встретить сопротивление физически более сильного человека, преступление совершалось, когда обидчик спал. Орудием убийства служили тяжелые предметы (топор, камень), которыми наносились удары по голове.

Способ, не вызывающий особой неприязни односельчан, — это отравление (как правило, мышьяком). Им пользовались более трети угнетаемых женщин, решившихся на убийство обидчика. Действующее законодательство никак не выделяло этот метод среди прочих, квалифицируя как преднамеренное убийство. Но в крестьянском сообществе демонстрировали некоторое снисхождение к отравительницам. Это объяснялось тем, что преступница действовала не открыто, не проявляла дерзости, не вела себя отчаянно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

За что жены били своих мужей на Руси

Нередко приходится слышать и читать о том, что на Руси испокон веков принято было бить жен. Неужели жены не пытались давать сдачи и безропотно терпели жестокость мужей? Конечно, это не так. Известно немало случаев рукоприкладства со стороны женщин, жертвами которых становились их мужья.

Миф о женской забитости

Начнем с того, что женщины на Руси вовсе не были такими робкими и забитыми, какими их пытаются представить некоторые историки. Да, факт семейного насилия на Руси отрицать невозможно, на что указывает и «Домострой», наставляющий мужей, как правильно обращаться с женами. И можно допустить, что женщины действительно становились жертвами домашних деспотов. Но далеко не все.

Читать еще:  Розовый кварц свойства камня для женщины. Уход за розовым кварцем. Историческая востребованность камня

Вспомним хотя бы княгиню Ольгу, которая после гибели супруга взяла на себя управление Киевской Русью. Марфа Борецкая, прозванная Марфой-Посадницей, в XV веке фактически возглавляла Новгородское правительство. Боярыня Феодосия Морозова в XVII веке прославилась как видная деятельница раскольничьей оппозиции. Сложно представить, как эти женщины смогли бы добиться таких успехов, если просиживали бы взаперти за пяльцами и всецело зависели от мужчин.

Никак не могли находиться в домашнем заточении и крестьянки, которые должны были, помимо ведения хозяйства и воспитания детей, работать в поле, на огороде, ухаживать за скотиной. В городах женщины работали, стирали белье, торговали на базаре. На праздниках и богослужениях можно было увидеть вперемешку и мужчин и женщин. И даже бани одно время были общими.

Участвовали представительницы слабого пола и в судебных поединках, которыми было принято разрешать некоторые тяжбы. Правда, биться им разрешалось только с другими женщинами, а если противником был мужчина, следовало выставить вместо себя наемника. «А жонки с жонкою присужати поле, а наймиту от жонки не быти ни с одну сторону», — гласит Псковская судная грамота.

Защита и самозащита

Да, случались и размолвки между мужем и женой. И муж действительно мог поучить жену плеткой, розгами, а то и дубиной. Но, с другой стороны, женщина не обязана была терпеть побои и другие обиды, она имела право пожаловаться священнику или общине, и тирана призывали к порядку. Так, в архивах сохранилась общественная жалоба на посадского Короба, который «пьет и бражничает безобразно, в зернь и в карты играет, жену свою бьет и мучит не по закону…»

Однако женщины порой и сами могли постоять за себя. В литературном произведении XVII века «Притча о старом муже и молодой девице» рассказывается о богаче, который силой принуждает родителей молодой красавицы отдать дочь за него замуж. На что девица отвечает, что если этот брак состоится, то она будет изводить мужа, кормя его сухими корками и недоваренными мослами, а также будет лупить «по берещеной роже, неколотой потылице, жаравной шее, лещевым скорыням, щучьим зубам».

Как жены изводили мужей

Действительно, не такой уж редкостью на Руси было насилие со стороны жен по отношению к мужьям. Так, во времена царствования Алексея Тишайшего к государю дважды обращался дворянин Никифор Скорятин с жалобами на свою жену Пелагею. Скорятин утверждал, что женушка бьет его, дерет за бороду и угрожает зарубить топором, и просил либо защиты, либо дозволения на развод.

Если подобные нравы царили в дворянской среде, то что говорить о крестьянах! Иногда жена покрывала мужа за неугодные ей поступки нецензурной бранью. Бывали и такие, что травили или иным образом убивали мужей, за что, правда, их могли живьем закопать в землю или навсегда заточить в монастырь.

Но гораздо больше было случаев, когда бойкая женушка лупила мужа сковородкой или кочергой. Происходить это могло по разным причинам – подозрение в измене, какая-то совершенная мужем глупость или претензии к жене.

Чаще жертвами побоев становились слабые духом мужчины, которые пасовали перед более сильными психологически женами. Иногда муж и жена дрались на равных. Бывало и так, что драку затевал муж, но жена была физически сильнее и давала достойный отпор.

Не зря считается, что женщины более сварливы, чем мужчины. Психологи говорят, что женщина более склонна к рукоприкладству в силу своей эмоциональности. В наш век эмансипации женское насилие встречается довольно часто, о чем свидетельствуют полицейские отчеты. Впрочем, кто бы кого ни бил, этот способ решения семейных проблем никак нельзя назвать конструктивным.

Источники:

http://russian7.ru/post/pochemu-na-rusi-bylo-prinyato-bit-zhenshhi/
http://kulturologia.ru/blogs/131017/36262/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5ae43e1fc3321b1f23ef1987

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector