Какие архетипические богини живут в душе женщины? Архетипы женщины

0

Какие архетипические богини живут в душе женщины? Архетипы женщины

Богиня в каждой женщине. Архетипы богинь.

Архетипы богинь

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь. Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

Артемида (у римлян – Диана) – богиня охоты и Луны. Владения Артемиды – дикая местность. Она – не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.

Афина (у римлян – Минерва) – богиня мудрости и ремесел, покровительница названного в ее честь города. Она также покровительствует многочисленным героям. Афину обычно изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна еще и как превосходный военный стратег.

Гестия, богиня домашнего очага (у римлян – Веста), из всех олимпийцев наименее известна. Символом этой богини был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.

Богини-девственницы – воплощение женской независимости. В отличие от других небожителей они не склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не страдают от неразделенной любви. Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях. Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения. Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности. Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность. Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям.

Уязвимые богини

Гера, Деметра и Персефона

Гера (у римлян – Юнона) – богиня брака. Она – жена Зевса, верховного бога Олимпа. Деметра (у римлян – Церера) – богиня плодородия и земледелия. В мифах особое значение придается Деметре в роли матери. Персефона (у римлян – Прозерпина) – дочь Деметры. Греки также называли ее Корой – “девушкой”.

Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Они страдают. Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины. Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей. И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания. Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.

Алхимическая богиня

Афродита

Афродита, богиня любви и красоты (у римлян – Венера) – прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она – единственная, кто подпадает под третью категорию. У нее было много романов и, как их результат, множество отпрысков. Афродита – воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы. Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво. Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений. Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.

Греческие богини и современные женщины

Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам.

Греческие богини прекрасны и сильны. Они следуют исключительно собственным побуждениям, не зная диктата внешних обстоятельств. Архетипы способны определять и качество, и направленность жизни женщины.

Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.

Греческие богини Олимпа, каждая из которых уникальна, а некоторые из них даже враждебны друг другу, представляют собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым проявляя ее сложность и многогранность. В каждой женщине потенциально присутствуют все богини. Когда несколько богинь сражаются за господство над женщиной, ей необходимо самой решить, какие аспекты ее сущности и в какое время будут доминирующими, иначе она будет метаться из крайности в крайность.

Читать еще:  Как научиться всех посылать. Как послать мужчину, чтобы он не обиделся. Сыграть на его слабых местах и комплексах

Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.

Архетип растения – это его “проект”, дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.

Богини и жизненные этапы

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.

Молодая девушка может быть сосредоточена на учебе, и ее обучению способствует архетип Артемиды. Чтобы запомнить какие-либо данные, она призывает Афину. С другой стороны, ее одноклассницы, вышедшие замуж сразу же после окончания школы и имеющие детей, пробуждают в себе Геру и Деметру.

Средний возраст – это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини. Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням. То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, – замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения – достигнуто. В ее распоряжении оказывается излишек энергии. Побудит ли ее Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребенка – сейчас или никогда?

Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти еще раз. Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию. Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймет ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в ее жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Все зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет ее выбор в тех или иных конкретных ситуациях.

Какие архетипические богини живут в душе женщины?

  • Станислава Стариковская
  • 19.07.2016
  • 21665
  • 2 комментария

Душу женщины, скорее интуитивной и чувствующей, нежели непосредственно ощущающей и логически осмысливающей мир, трудно понять не только мужчинам-ученым, но часто и самой женщине.

Приоткрыть загадку женской души удалось одной из представительниц юнгианской школы, последовательнице К.Г. Юнга, американскому врачу-психиатру и психологу Джин Шиноде Болен. Она описала женские архетипы простым и понятным языком, дав каждому из них имя соответствующей по психотипу богини из пантеона древнегреческих богов. Свою теорию Дж. Ш. Болен изложила в книге «Богини в каждой женщине», вышедшей в 1984 году.

Женские архетипы

Архетипы – общечеловеческие психические схемы, модели инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Женские архетипы – врожденные модели психики присущие каждой женщине.

Дж. Ш. Болен выделяет семь основных женских архетипов:

  • Деметра – соответствует архетипу матери,
  • Афродита – возлюбленная,
  • Гера – жена,
  • Персефона – дочь,
  • Артемида – сестра,
  • Афина – мудрый стратег,
  • Гестия – хранительница домашнего очага.

Автор неспроста выбрала образы мифических богинь. Сам К. Юнг утверждал, что все мифы, лечены, сказки архетипичны, наравне с образами сновидений и грез. Доказательством того, что в мифах содержатся архетипичные образы, общие для всего человечества, является тот факт что легенды и сказки многих народов очень схожи, несмотря на различия в типах культур и менталитете наций.

В каждой женщине «живут» богини. У каждой богини-архетипа есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Чтобы оставаться в гармонии с собой и окружающим миром, женщина должна регулировать проявления разных архетипов. Если архетип проявляется неконтролируемо и главенствует в структуре личности, происходит дисбаланс, приводящий к внутриличностным и межличностным конфликтам.

Например, женщина-домохозяйка, которой руководит архетип матери (Деметра), чрезмерно заботясь о детях, может забывать уделять внимание мужу и себе, что негативно повлияет на ее семью и скажется на формировании личности детей.

Гармоничное развитие личности – залог «дружбы» между внутренними богинями. Влияние чрезмерно проявляющегося архетипа можно уменьшить, а тот архетип, который необходим, но слабо проявлен, можно развить в себе.

Деметра в греческой мифологии богиня плодородия и материнства. Архетип Деметры – это сама женская природа. Женщина стремится стать матерью, родить и воспитать здоровое и счастливое потомство.

Деметра женственна, заботлива, добра, нежна, терпелива, ответственна, великодушна. Ее любовь сосредоточена на детях.

Профессию, как правило, женщины-Деметры, выбирают ту, где можно помочь, накормить, научить других людей. Она любит готовить пищу и кормить ею семью, и пища эта не только реальная, но и духовная. Деметра всегда окажет моральную поддержку и поможет любому нуждающемуся в этом.

Читать еще:  Широкие бедра пышные формы. Широкие бедра у женщин - признак здоровья, считают ученые

Женщина материнского типа привлекает мужчин-мальчиков. Ее избранник может быть моложе нее, легкомысленным, эгоистичным или просто мужчиной, нуждающимся в материнском тепле. Деметра не выбирает мужчину, она откликается на его любовь. Нередко ее выбор обусловлен жалостью к мужчине или сочувствием.

Отрицательные стороны архетипа: отсутствие игривости, сексуальности, рациональности, любви к себе. Главный недостаток – гиперопека над детьми, мужем и окружающими. Дети Смерхматери-Деметры вырастают инфантильными и слабохарактерными.

Рекомендации:

  • полюбить себя и научиться заботиться о себе,
  • научиться не вмешиваться в жизнь повзрослевших детей,
  • развивать в себе Афродиту, Персефону, Афину.

Богиня любви и красоты. Обольстительная красавица Афродита просыпается в каждой женщине, когда она влюблена, близка с мужчиной и любит его. Объектом любви Афродиты становится не только мужчина, но и любимое занятие, место, предмет. Афродита – творческая натура и любовь для нее тоже искусство.

Профессию Афродиты выбирают творческую, связанную с искусством и культурой. И мужчины ее привлекают творческие, неординарные, эмоциональные, сложные, но плохо подходящие на роль мужа. Она страстная любовница, дети Афины – плоды ее любви.

Афродита – свободная, креативная, романтичная, чувственная, сексуальная и энергичная женщина, живущая «здесь и сейчас». Она не размышляет, а ощущает и чувствует.

Минусы архетипа: импульсивность, нерациональность, чрезмерная влюбчивость, спонтанность и эмоциональность.

Рекомендации:

  • развивать сдержанность,
  • обдумывать проблему, перед тем как принять окончательное решение,
  • научиться говорить «нет»,
  • развивать Деметру, Геру, Афину.

Гера – богиня-жена. Каждая девочка с детства мечтает выйти замуж «раз и навсегда», поэтому архетип Геры очень развит в нашем обществе.

Смысл жизни Геры в любви к мужу, главное стремление – быть женой, причем официальной, а не гражданской. Гера – женщина сохраняющая брак и делающая все для благополучия супруга, она его соратница и надежный «тыл».

Гера преданная, терпеливая, поддерживающая, почтительная женщина, та, что не бросит мужа ни при каких обстоятельствах.

Для Геры принципиально важна верность мужчины, его преданность ей, так как она сама верная женщина. Но в случае измены, она не станет винить мужа, виновата будет соперница-обольстительница.

Отрицательные стороны архетипа: ревность, агрессивность, мстительность, зацикленность на браке (не решается на развод, даже если он пойдет ей на пользу), слабо выраженная любовь к детям.

Рекомендации:

  • отделить свое «Я» от «Мы», определить личные границы,
  • не зацикливаться на муже,
  • не ограничиваться ролью жены,
  • отрицательные эмоции сублимировать в продуктивной деятельности,
  • развивать в себе архетипы Афродиты, Афины, Персефоны.

Персефона – дочь, девочка, вечно юная и молодая. Это женщина-ребенок, не осознающая своих желаний, не готовая брать ответственность, испытывающая трудность в выборе как профессии, так и мужа.

Персефона податлива, ведома, пассивна, наивна, нерешительна, открыта и скромна. Все ее старания направлены на то, чтобы быть хорошей дочерью для матери, она мамина дочка.

С мужчинами Персефона застенчива и нежна, ей не хватает решительности и сексуальности. К ней тянутся юные и неопытные мужчины, а также те, которые устали от самодостаточных женщин. Нередко Персефона выходит замуж поневоле, уступая требованию родителей.

Персефона тонко чувствует и воспринимает окружающий мир, поэтому умеет подстраиваться и нравиться людям. Не боится рутинной работы, выбирает ту деятельность, в которой не требуется проявлять инициативу и управлять людьми. Склонна к частой смене работы.

Персефона имеет все шансы перерасти свое девичество и стать психологически зрелой женщиной.

Рекомендации:

  • развивать осознанность, учиться понимать себя, свои желания, ставить личные цели,
  • развивать ответственность и смелость,
  • научиться заботиться о себе самостоятельно,
  • расти духовно, пробуждая в себе Афродиту, Афину, Деметру.

Каждая взрослая женщина была девочкой. Вырастая, женщины забывают как это – быть беспечной, легкой и веселой, они несут бремя забот, обязанностей и ответственности, ограничивая себя ролями жены, матери, работницы. Однако, для гармоничного развития, нужно постараться сохранить молодость в душе.

Артемида – богиня охоты. Это сильная женщина, способная постоять за себя и защитить права других женщин. Она хорошая подруга и сестра. Каждый раз, когда женщина берется отстаивать свои права или права других, в ней просыпается Артемида.

Артемида смелая, уверенная в себе, настойчивая, целеустремленная, независимая и свободолюбивая. Она привыкла рассчитывать в жизни только на свои собственные силы и вера в победу ее никогда не покидает.

Женщины, с преобладающим архетипом Артемиды, выбирают мужские профессии, любят путешествовать, заниматься спортом, становятся общественными деятелями. Артемида любит спорить, конкурировать и соперничать с мужчинами.

Женщина-охотница живет ради цели, которую видит перед собой и стремится к ней, но этой целью редко бывает брак или любовь мужчины. Артемида сторонится мужчин, часто бывает одинока, боится вступать в брак, выглядит неприступной.

Мужчины ею воспринимается в лучшем случае как друзья. Партнером Артемиды может стать лишь мужчина-соратник, чьи принципы, планы, интересы и цели совпадают с ее собственными.

Отрицательные черты: неумение доверять мужчинам, быть нежной и женственной, конфликтность, принципиальность, чрезмерная мужественность.

  • развивать женственность,
  • учиться доверять, принимать заботу и опеку,
  • пробудить в себе Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.

Этот архетип главенствует, когда женщина обладает незаурядным умом и трудится интеллектуально. Разум – ее главное оружие. Все ее поступки логичны, продуманы и являются частью стратегии.

Афина – активная, целостная, властная, сильная, зрелая личность. Она консервативна, ответственна, дисциплинирована, не боится брать на себя обязанности лидера. Это женщина-трудоголик, карьеристка и бизнес-леди.

Читать еще:  Какое придумать желание девушке. Какое желание загадать проигравшему парню

Эмоции предпочитает не выражать, оттого кажется равнодушной. В ее принципы входит практицизм, четкость, ясность, сдержанность. Она не станет тратить время на мечты и романтику, а сразу начнет действовать и чем более эффективно, тем лучше.

Афина ищет успешного, смелого, сильного, самодостаточного и состоявшегося в выбранной сфере деятельности мужчину, такого же победителя, как и она сама.

Так же как Артемиде, ей не хватает женственности, умения доверять и следовать за мужчиной.

Рекомендации:

  • уделять больше времени личной жизни и отдыху,
  • реализоваться как жена и мать,
  • стать для мужчины музой, а не равноправным соперником,
  • учиться быть ведомой, а не ведущей,
  • развивать Афродиту, Персефону, Деметру.

Этот архетип преобладает в женщинах, живущих больше внутренним миром, нежели внешним. Гестия – целостная натура, добрая, мудрая, спокойная, уравновешенная, интровертированная и настолько наполненная внутренне, что не испытывает потребности проявлять себя во внешнем мире.

Гестиям комфортно дома и никогда не бывает скучно наедине с собой, поэтому часто они становятся домохозяйками или работают удаленно на дому. Гестия не любит толпу и шумную компанию, ей хорошо в одиночестве и достаточно одного близкого, понимающего и любящего человека рядом, которым чаще всего становится ее муж.

Это мудрые женщины, у них хорошо развита интуиция, способность понимать внутренний мир другого человека без слов, сопереживать и сочувствовать. Такая женщина становится прекрасной женой и хранительницей домашнего очага. Она умеет создавать уют и приятную, умиротворяющую атмосферу в доме.

Гестия не навязывает себя мужчине, не контролирует его и не критикует. Чаще всего ее мужем становится мужчина-лидер, умеющий быть инициативным и деятельным.

Рекомендации:

  • развивать социальные навыки,
  • стать более открытой и общительной,
  • раскрывать таланты,
  • применять способности и знания на практике,
  • пробудить в себе Афродиту, Афину, Артемиду.

Почему женщине нужно знать своих внутренних богинь? Получение знаний влечет за собой осознание причин жизненных трудностей, а значит, становится понятным над чем в себе стоит поработать, чтобы стать счастливее.

Воздействие культуры на архетипы богинь

Воздействие культуры на архетипы богинь

Каких именно богинь поддерживает наша культура через роли, дозволенные женщинам? Архетипы богинь, отраженные в женских поведенческих стереотипах, могут быть представлены как положительными, так и отрицательными образами.

Для патриархального общества единственно приемлемые роли женщины — это девушка (Персефона), жена (Гера) и мать (Деметра).

Афродита осуждается как «проститутка» и «соблазнительница», тем самым чувственность и сексуальность этого архетипа искажается и обесценивается.

Напористая или сердитая Гера становится «сварливой бабой».

В некоторых культурах, как в прошлом, так и в настоящем, независимость, ум и сексуальность женщин отрицаются напрочь. Как следствие — любые признаки Артемиды, Афины и Афродиты подлежат подавлению.

В древнем Китае существовал обычай с детства туго перевязывать девочкам ноги, что приводило не только к физическим, но и к психологическим ограничениям. Таким образом женщины лишались личной независимости и были вынуждены довольствоваться предписываемыми им ролями. В романе «Воительница»[3] Максин Хон Кингстон рассказала об униженном положении женщин, характерном для китайского общества вплоть до настоящего времени. Для контраста она поведала миф о китайской героине-воительнице, тем самым доказывая простую истину: даже если образ той или иной богини не может быть воплощен в реальной жизни, ее архетип находит свое выражение в легендах, мифах и женских мечтах.

Жизнь женщин формируется по схемам допустимых ролевых моделей и идеализированных образов своего времени. При этом почти всегда отдается предпочтение образам одних богинь перед другими. В Соединенных Штатах в течение нескольких последних десятилетий произошли большие изменения в представлениях о том, какой «должна быть» женщина. Например, бум деторождения, последовавший после Второй мировой войны, был обусловлен тем, какое значение придавалось тогда браку и материнству. Создавшаяся ситуация способствовала самоосуществлению женщин с потребностью в супружестве (Гера) и выраженным материнским инстинктом (Деметра). Но для женщин типа Афины и любознательных интеллектуалок, стремившихся к превосходству и достижениям в областях, не связанных со строительством прочной и счастливой семьи (Артемида), наступили не лучшие времена. Девушки поступали в колледж, но, выйдя замуж, часто отказывались от дальнейшей учебы. В качестве идеала был провозглашен принцип: «всегда вместе». Американские женщины обзаводились тремя, четырьмя, пятью или шестью детьми. К 1950 году рождаемость в Соединенных Штатах в первый и единственный раз в истории была такой же, как в Индии.

Двадцать лет спустя, в семидесятые, наступил расцвет женского движения — из состояния постоянного подавления вырвались Артемида и Афина. Общественное признание и поддержку наконец получили женщины, ориентированные на социальные достижения. В центре внимания оказались феминистки. Никогда ранее не было такого количества женщин с учеными степенями в области педагогики, экономики, права и медицины.

Все чаще рушатся брачные обеты типа «только смерть разлучит нас», падает рождаемость. Женщины, движимые потребностью Геры быть супругой и потребностью Деметры иметь детей, оказались в неблагоприятном и все более ухудшающемся для них общественном климате.

Когда доминировать в культуре начинают определенные женские архетипические модели, их носители, делая то, что для них внутренне значимо, получают в то же время поддержку со стороны общества. Для того чтобы интеллектуально развиваться, женщинам с врожденным логическим умом Афины нужен доступ к высшему образованию. Женщины с духом Гестии преуспевают в религиозных общинах.

Источники:

http://galaksyenergy.ru/arhetipi-bogin/
http://ourmind.ru/kakie-arxetipicheskie-bogini-zhivut-v-dushe-zhenshhiny
http://psy.wikireading.ru/86557

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии