Как цыгане относятся к русским девушкам. Цыганские семьи

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Цыганка Ольга о цыганских баронах, традициях и отношении к русским

06 апреля 2017, 9:44 10 037

Автор: Антон Черепок

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.

Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

— Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

— У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из Стромилово, и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?

В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

— Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

— Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

Читать еще:  Как признаться женщине в своих чувствах. Как оригинально признаться девушке в любви? Как признаться в чувствах и не быть отвергнутым

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

— В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.

Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

— Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан.

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.

Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Как я стала частью цыганского табора. Мифы и факты о цыганах

Цыганский народ всегда казался мне недосягаемым. Но я даже не предполагала, что однажды стану вхожа в их семью.

Читать еще:  Заболевания молочной железы у женщин – как распознать патологию? Лактация. Строение молочных желез. Кормление грудью

Знакомство с цыганами

Однажды я встретилась со своей подругой, которая ездила в гости к своим знакомым, и они разместили подругу с мужем у своих друзей-цыган. Так подруга прожила в цыганской семье неделю. Сначала у нее было стандартное мнение, что у цыган шумно, грязно и опасно. Но она поняла, что сильно заблуждалась и об этом во всех подробностях поведала мне.

Мне стало очень интересно познакомиться с этим народом и мне выдалась такая возможность. Я и не думала, что однажды они станут для меня друзьями.

Отношение к посторонним

Большинство цыган изолируются от внешнего мира, минимизируя общение с посторонними. Поэтому когда приходишь к ним домой, они начинают наблюдать за твоим поведением. Как себя ведешь, не повлияешь ли плохо на их детей и жен. Как относишься к ним, не считаешь ли себя выше их. Не брезгуешь ли. Для этого предложат выпить чай, если не выпьешь, значит, не уважаешь. В то же время они отличаются большим гостеприимством и обязательно накормят гостя.

Со временем цыгане действительно стали мне, как семья. Я часто с ними общалась. Они были у меня в гостях, доверяя своих детей. И когда они приобретали что-то, стремились поделиться этим. Купили мешок картошки – часть отдали нам. Приобрели новые вещи, но решили, что мне они подойдут лучше – подарили. И я уже не говорю что походы в гости к цыганам, как к бабушке на выходные. Они стремятся накормить, да побольше, и неважно, голодный ты или нет.

Один раз мы даже пригласили цыган к себе в гости. Устроили праздник с танцами и песнями. Приехали к нам 12 человек. Они свободно бродили по нашему дому. И никто ничего не взял, даже дети.

У всех цыган идеальная чистота дома. Потому что для женщин считается позором допускать беспорядок. Женщины занимаются детьми и всеми домашними делами.

Как же удивительно мне было видеть, когда трехлетняя девочка помогала маме убирать со стола посуду и уже знала, что если она покушает, нужно за собой все убрать и отнести на кухню.

В доме у цыган всегда есть большая комната для гостей, так как гостей у них всегда много. В этой большой комнате, как правило, стоит только большой диван и пара кресел. В кухне большой стол, чтобы могло поместиться много людей.

Они такие разные

Новым для меня было то, что цыгане, живущие в разных городах, отличаются друг от друга. Кроме того, что в каждой стране отличается их язык, еще и на территории России есть много разных диалектов цыганского языка. У цыган из разных городов могут разниться даже образ жизни и традиции. За границей в Греции мне встретились кочевые цыгане. Они жили прямо в палатках на берегу моря, кочевали по разным местам и были далеки от цивилизации.

Цыгане, живущие в моем провинциальном городе, уже многие десятки лет назад оставили кочевую жизнь и ведут оседлый образ жизни. А цыгане, живущие в столице, практически уже не отличаются от русских. Если в моем городе цыгане носят длинные юбки и косынку на голове, как часть традиции, то в столице одежда цыган такая же, как у всех других людей.

Мы знакомы с одной очень богатой цыганской семьей. Они живут в большом трехэтажном красивом доме. Образованные и очень культурные, они со всеми уважительно разговаривают, не используют ругательных слов и никогда не воруют и не обманывают.

Цыганский язык

Грамматика цыганского языка достаточно сложная в сравнении с другими языками и похожа на грамматику русского языка. Все слова склоняются по падежам, родам и числам, имея во всех случаях разные окончания. Перед существительными ставятся разные артикли, как в английском языке. А глаголы имеют четыре времени. И хотя словарный запас далек от русского языка, грамматика с лихвой перекрывает это, делая язык достаточно сложным.

Современные цыгане забыли очень многие слова, которые знали их предки, и когда не находят подходящего слова на цыганском, используют русское слово, переделывая его на цыганский лад. Так, например, слово “цветок” у цыган теперь “цвитко” и только старое поколение помнит, что на самом деле это “лулуди”.

Цыганские браки

Многие знают, что у цыган распространены ранние браки и это кажется диким и ужасным. Действительно, бывают случаи, когда девушек выдают замуж в 14-15 лет, но это, скорее, дань традициям. Более цивилизованные цыгане не торопят девушку.

Первые дети невестки иногда даже называют мамой не невестку, а свекровь, потому что свекровь большую часть времени проводит с детьми, а невестка занимается домашними делами. Старшие сыновья, повзрослев, должны найти себе жилье и жить отдельно от родителей, а младший всегда живет с родителями, заботится о них и становится наследником дома.

У цыган есть три варианта создать брак.

Первый – традиционный, по договоренности. Родители жениха, в редких случаях вместе с женихом, приезжают в дом к невесте на смотрины. Девушки, живущие в этом доме, по одной заходят и накрывают стол для гостей. Родители жениха наблюдают. Обращают внимание на чистоту в доме, умение девушки обслужить, а главное, на внешность.

Родители девушки тоже обращают большое внимание на семью парня, чтобы их дочь не попала в плохую семью, а была счастлива. Если обе стороны все устраивает, договариваются о сумме калыма за невесту. За красивую девушку иногда могут потребовать до десяти миллионов. Но чаще всего сумма калыма варьируется в районе одного-двух миллионов. Часть этой суммы родители невесты тратят ей на приданое в виде одежды и золота.

Второй вариант выйти замуж в 21 веке стал наиболее распространенным. Девушки втайне от родителей начинают переписываться и перезваниваться с парнями, а впоследствии сбегают из дома к жениху. Жених приезжает с кем-то из родственников в город девушки, и ночью она убегает к ним, даже не беря с собой никаких вещей. Ведь все необходимое купит семья жениха. Для парней этот вариант гораздо более выгодный, ведь уже не нужно платить такой большой калым, хотя родители все равно могут потребовать его, но уже не в такой большой сумме.

Читать еще:  Какие выбрать темы для разговора с парнем? Как поддержать разговор с понравившимся парнем

Третий вариант уже практически изжил себя: когда девушку воруют. Мне рассказывали несколько подобных историй. Цыгане узнают, где живет красивая девушка, подкарауливают ее, ловят и сажают в машину. Родня невесты начинает искать свою девочку, те ее прячут у родственников. Через несколько дней, когда пленница смиряется и начинает жить с мужем, ее новая семья выходит на контакт с ее родными, конфликт разрешается, и отношения между семьями налаживаются. Ведь они уже не могут забрать дочь назад, так как она уже считается замужней.

Цыганская свадьба

Цыганская свадьба, пышная, шумная и веселая, проходит два дня. В первый день – сватовство. Родители невесты отдают дочь семье жениха. Во второй день девушка уже в свадебном платье и чем богаче семья, тем более шикарны свадьба и свадебный наряд. Иногда одеяние невесты вместе с золотом, которое родные так любят надевать на невесту в огромном количестве, может стоить несколько сотен тысяч.

На свадьбе все незамужние девушки много танцуют и к ним присматриваются старшие члены семей, которые задумываются о женитьбе собственных сыновей.

Подружившись с цыганами, я поменяла свое мнение о них. Сейчас у меня есть много друзей среди этой нации, живущих в разных городах. Неизвестное кажется нам пугающим, поэтому многие и относятся предвзято к этим людям. Но сейчас я не позволяю кому-то плохо о них отзываться, а доказываю обратное, рассказывая, какие они на самом деле. Ведь они любят мою семью, как своих родственников, и всегда готовы помочь в трудную минуту.

11 национальных особенностей цыган, которые нам не понять (12 фото)

«Цыгане» — собирательный термин, такой же как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей. Во многих регионах России до сих пор можно встретить цыганские таборы, от них веет пушкинской Бессарабией, их язык — шероховатый словесный ком, а одежда — бесконечный праздник.

Они обзаводятся семьями очень рано

14-летняя девочка для цыган — уже потенциальная невеста. На свадьбах и прочих праздниках, где можно потанцевать, все девушки, которым больше 14 лет, будут плясать до самого окончания торжества, потому что знают, что отцы сыновей в данный момент присматриваются и оценивают их. Незамужняя цыганка 19 лет — это уже старая дева.

Они выкупают невест банками с золотом

Невесту в день свадьбы выкупают золотом в килограммах или «в банках». Отец невесты или братья, если нет отца, сами назначают цену, например две трехлитровые банки, наполненные золотыми кольцами, цепочками и т. д.

Они демонстрируют гостям на свадьбе «честь невесты»

В день свадьбы у цыган есть один волнительный для всех момент, когда старшие женщины семьи уводят невесту в спальню и проверяют, девственница она или нет. Собственно, лишение девственности там же, за закрытыми дверями, и происходит — безо всякого участия жениха. После гостям на красивом большом подносе демонстрируют белоснежную простыню или рубашку с пятном крови.

Свадьба между цыганами разных стран невозможна

Например, между котлярами и русскими цыганами вряд ли будет свадьба, так как это равносильно свадьбе с не цыганом. Цыгане одного государства видят цыган другого государства как особый народ и никогда не поддерживают связь. Русские цыгане в основном православные, крымские и палестинские — мусульмане, хорватские — католики.

Они часто усыновляют детей

В семье цыгана обязательно должен быть хоть один сын. Если наследник никак не рождается, тогда они больше не рискуют и берут из приюта мальчика. При этом ребенок может быть кем угодно: башкиром, русским, рыжим, конопатым, светловолосым, голубоглазыми. Это отчасти стало причиной мифа о том, что цыгане крадут детей.

Они неохотно отдают своих детей в школу

В школу ребенка отправляют чаще всего для того, чтобы он научился читать, писать и считать, так как с шести-восьми лет детей приучают ко взрослой жизни — они начинают помогать родителям в торговле. Поэтому если цыганский ребенок после третьего класса все еще ходит в школу на уроки, а не помогает родителям на рынке, — значит, он впустую тратит время, вместо того чтобы учиться семейному делу.

У них женщина не может стоять выше мужчины

Если у цыгана есть двухэтажный дом, никакая женщина не может подняться на второй этаж, если мужчина находится на первом. Этот закон соблюдается до сих пор.

Их женщины каждый день носят две юбки и фартук

Женщины до сих пор носят две юбки и фартук. Считается, что ниже пояса женщина «грязна» и «нечиста». Прикосновение ее юбки способно «осквернить» не только любой предмет, но и человека. Поэтому нижняя юбка считается нечистой, так как прикасается к женщине, вторая тоже считается нечистой, так как еще немного запачкана нижней. Чистым считается только фартук. К нему можно прикасаться, прислонять посуду, вытирать об него руки.

У них есть внутренний суд

В случае спора съезжаются уважаемые цыгане, которые выслушивают аргументы сторон за и против. У цыган это важный момент урегулирования отношений, и он не подлежит огласке. Наказания могут быть самые разные. Одно из самых серьезных — «дали 24». Провинившегося цыгана заставляют покинуть общину и дают ему на это 24 часа.

Они клянутся в гробу

У цыган очень важен ритуал клятвы, чтобы доказать свою правоту. Самая распространенная клятва — на иконе. Самая редкая и в самых неразрешимых ситуациях — клятва в гробу (у котляров). Если цыган хочет доказать, что не виноват, то ему делают специальный гроб, в который он должен лечь и произнести клятву. В ней говорится о том, что если он в данный момент лжет, то лежать ему скоро в этом гробу.

Их дети копят деньги на похороны родителей

Похороны у цыган традиционно богатые. Иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору еще живы и здоровы. Если смерть пришла скоропостижно, то родственники будут после погребения собирать деньги на достойное надгробие. Особым «шиком» считается памятник из камня с портретом усопшего во весь рост.

Источники:

http://drugoigorod.ru/ziganne-03-17/
http://frauwow.com/life-style/psihologiya/tsyganskii-tabor.html
http://m.fishki.net/2054116-11-nacionalnyh-osobennostej-cygan-kotorye-nam-ne-ponjat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector