Дипломная работа: Борьба женщин за свои права. История и теория феминизма

0

Дипломная работа: Борьба женщин за свои права. История и теория феминизма

Борьба женщин за свои права

Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что

Борьба женщин за свои права

Другие дипломы по предмету

Глава I. Положение различных слоев американской женщины XIX в. …………………………………………………………………. 11

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ………………………………………

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIX века …….

§2. Во второй половине XIX в. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Список источников и литературы …………………………………. 55

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность. на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе – женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы для тех, кто не понял, что женщины люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

Читать еще:  Высказывание о мужчине который обсуждает. Цитаты и афоризмы про мужчин

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие – это власть, а исторически – и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

1) показать положение женщин в США в конце XVIII начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina – «женщина») -в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Курсовая работа

Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв.

Руководитель ___________ Гаврилов А.В.

Студент________________ Рябцева Н.А.

33 с., 1 источник.

ФЕМИНИЗМ, РАВНОПРАВИЕ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, СУФРАЖИЗМ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР.

Объектом исследования является движение за равноправие в Западной Европе и Америке в XIX – XX вв.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения.

В ходе работы на основе анализа источника была обоснована периодизация женского движения.

В результате исследования были сделаны выводы о постепенном отходе общества от жесткой привязки общественных норм поведения по признаку пола.

1. Первая волна феминизма…………………….…..

2. Вторая волна женского движения…………….

2.1 Женщины в 19 столетии………………….………..

2.2 Эмансипация начала 20 века……………….…….

Список использованных источников

Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina – «женщина»)-в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. 1

Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».

Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения. 2

В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона этот термин трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами». 3

Таким образом, эмансипация женщин – стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщин относится к Великой французской революции, а появление термина «emancipation de la femme»- к эпохе июльской революции 1830 г 4 . Но первоначально женское движение возникло в Северной Америке – в период войны за Независимость 1775-1783гг.

Естественно, о неравноправном положении «слабого пола» задумывались и раньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина – полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделить работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О равенстве обоих полов» (1673г.). В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. 5

Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях.

И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни.

Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями.

Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемам женского движения. Однако в истории, представлявшей собой описание общественной (прежде всего политической) жизни, не было места для женщин.

Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфер деятельности женщин – выполняемой ими работы, созданных ими организаций, изменение взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением, избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин, или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижения других целей, а не как самостоятельный вид активности.

Аналогично теоретики женского общественного движения отдавали предпочтение изучению «женских ценностей», бравших начало в узкосемейной сфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы общественной жизни и гражданства.

Для того чтобы понять всю полноту влияния женщин, необходимо изменить традиционный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так, чтобы видеть не только политических деятелей- мужчин находящихся на переднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Важно видеть их повседневную работу и семейную жизнь, деятельность женских клубов и организаций, изменения в сфере труда и деторождения. Только тогда можно будет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие общественной и частной жизни в прошлом, и как деятельность женщин активно сформировала более богатую историю и опыт человечества.

Для написания работы я использовала разноплановые источники: словари, исследовательскую литературу, мемуары. Для уточнения терминов и дат была использована следующая справочная литература:

Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977

Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904

Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999.

Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902.

Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3. Спб.,1864.

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы.

Читать еще:  Как выйти замуж за шейха оаэ. Познакомиться с арабом без регистрации

Первой отечественной работой по проблемам феминизма является сборник «Феминизм: Восток, Запад, Россия» 6 . Причина этого- следствие господствовавшей в СССР политико-идеологической установки, игнорирующей феминистское направление мысли. В книге впервые в отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника – культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных систем.

Две других книги, на которые опирается моя работа – переводы. Одна из них – перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол» 7 . Два ее тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.

Третья книга – перевод с английского работы Сары Эванс «Рожденная для свободы». 8 В ней раскрывается история жизни американских женщин, начиная с 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталась изменить отведенные ей границы. Отсюда взрыв социальной активности, приведший к созданию целого ряда неформальных объединений. В центре книги разнообразные судьбы американских женщин – коренных американок, первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей и домохозяек. Женское движение, по мнению Сары Эванс – это скрытый источник демократизации общества.

Основным источником в моей работе явился перевод с английского, книга «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе» 9 . В антологию включены произведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов – Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – со времен Американской революции по сороковые годыXX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике – брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.

В соответствии со сделанными мной выводами, структура работы соответствует периодизации женского движения. Мной выделено три этапа. На 18в. – первую половину 19 века приходится первая волна – борьба за достижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларации прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.

Вторая волна охватывает вторую половину19- начало 20 века, вплоть до начала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже после окончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализу патриархальную культуру, призывают к пересмотру всей существующей системы социальных отношений между полами. Все большее внимание уделялось проведению в жизнь избирательных и других политических прав, признанных в законодательном порядке, устранению существующей дискриминации.

Феминистские идеи, на мой взгляд, и сегодня сохраняют свою актуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправия в обществе еще не осуществляется. По-прежнему в политике и экономике главенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловым женщинам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле – преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему считает себя хозяином в доме и в обществе.

Истоки и содержание феминизма

Министерство образования Российской Федерации

Российский университет дружбы народов
Факультет гуманитарных и социальных наук

по дисциплине «Социология»

«Истоки и содержание феминизма»

Глава 1 – Истоки и первая волна феминизма_______________________ 5

Глава 2 – Вторая волна, радикальное течение______________________ 9

Глава 3 – Неофеминизм, разработка гендерного подхода_____________ 23

История борьбы женщин за свои права, являясь частью истории человечества, почти не известна большинству людей. Лишь в последние десятилетия феминизм стал предметом общественных дискуссий, научных исследований и учебной дисциплиной в университетах. Благодаря публикации в конце 80-х–90-х гг. работ российских авторов, посвященных этому социальному феномену и переводам на русский язык некоторых всемирно известных работ по истории и социологии феминизма, мы можем понять, что представляет собой понятие “феминизм”. В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как «теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни”[1].

До середины 60-х гг. проблема различия между полами в обществе не считалась политически важной. Разные социальные, экономические и политические роли женщин и мужчин воспринимались как естественные. Например, большинство людей до сих пор убеждены, что разделение труда между полами продиктовано биологией. В XX веке феминизм развился в определенную идеологию, предлагающую теории, которые бросили вызов многим традиционным утверждениям. Многие мыслители-мужчины и до появления феминизма тоже отмечали факт неравенства полов, но признавали его как неизменную и даже желательную черту общественной жизни. Напротив, феминизм отличает убеждение в том, что общественное неравенство полов и угнетение одного пола другим может и должно быть преодолено.

В странах Запада признание прав женщин происходило в несколько этапов. Впервые о своих претензиях на роль полноценных гражданок женщины заявляют в ходе буржуазных революций. Затем, в ходе промышленных революций женщины добиваются социально-экономических прав, т.к. оказываются массово втянутыми в общественное производство. Позднее, во время культурных революций, изменяются взгляды на рождение детей, семейную жизнь. Более двухсот лет женщины отстаивали три группы прав – политические, социально-экономические, репродуктивные права, которые позволили бы им рассчитывать на социальный статус, сопоставимый с мужским.

Традиционный взгляд на женщину как на продолжательницу рода начинает рушиться с постановки вопроса о правах человека, о равенстве всех людей перед законом, меняется оценка роли женщин в обществе, их статуса, их назначения. Эти перемены проходят трудно. И до сих пор о правах женщин говорят либо как о проблеме «секса», либо как о «женском вопросе», а вовсе не как о проблеме обретения права на полноценную жизнь для целой половины человечества.

Читать еще:  Молодой парень влюбился в меня. Как влюбить в себя мужчину, который моложе

В последнее время значительно возрос интерес к женской истории, поскольку положение женщины в обществе – острая социальная проблема. Поэтому я считаю логичным обратиться к истокам, причинам появления, характеру развития и специфике функционирования существующего в наши дни мощного и влиятельного женского движения. Поэтому я считаю выбранную мной тему достаточно актуальной.

Объектом моего исследования является борьба женщин за свои права, как политические, так и экономические, культурные и, в первую очередь, социальные. Особое внимание я хотела бы уделить одному из течений феминизма – радикальному феминизму, подробно рассмотрев взгляды одной из его основоположниц Симоны де Бовуар, её последовательниц и результат их деятельности – появление понятия «гендер» и гендерного подхода.

Глава 1. Истоки и первая волна феминизма.

Разделение на «мужское» и «женское» уходит корнями глубоко в античность. Ещё античная и средневековая философия строилась на основах дифференциации маскулинного и феминного, рационального и природного как культурных символов. В Новое время утверждается резкая противоположность познающего и познаваемого: именно тогда подавление природного – и по ассоциации – женского становится одним из принципов западноевропейской мысли. Эта тенденция сопровождалась и подавлением всего феминного в культуре. Даже в эпоху просвещения ситуация не меняется кардинально. В глаза Лютера, Кальвина и вождей английского пуританства, женщины – создания Господа и могут получить спасение через веру, они равны с мужчинами в религиозной духовности, но в остальных сферах обязаны подчиняться им. Руссо, Кант, Гегель утверждают, что женщина должна быть оттеснена в частную сферу, в сферу семьи, что её нужно исключить из гражданского общества, иначе она может стать угрозой для последнего. Но, в то же время, они признают, что существование низшего женского мира – необходимая часть гражданского общества, поскольку этот мир позволяет мужчинам процветать как «самосознающим этическим существам». [2]

Тем не менее, феминистские идеи зарождаются уже в эпоху Возрождения: появляются трактаты Корнелиуса Агриппы и Кристины де Пизан о несправедливом отношении общества к женщине и подавлении её личности. Одними из первых требования равноправия выдвинули женщины в США во время Войны за независимость (1775—1783). Первой американской феминистской считают Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Первый этап в развитии феминизма связан с Великой французской революцией. Провозглашенные ею лозунги свободы, равенства и братства всех людей активизировали стремление женщин к равноправию. Однако, “Декларация прав человека и гражданина” была фактически декларацией о правах мужчин. В противовес ей Олимпией де Гуж была написана в 1792 г. «Декларация прав женщины и гражданки», в которой было открыто сформулировано признания полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом. Сама Олимпия де Гуж была казнена, как лицо, презревшее общественные порядки. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 года подтвердил, что женщины гражданских прав не имеют и находятся под опекой отца или мужа. В том же 1792 г. в Англии опубликовали книгу «Защита прав женщины» Мэри Уолстоункрафт, а в Германии вышла работа “Об улучшении гражданского положения женщин” Теодора фон Гиппеля.

Ранние феминистки не использовали понятие “феминизм”, а называли себя “защитницами прав женщин”. Само слово “феминизм” происходит от латинского “femina”, т. е. женщина. Его ввел в научный оборот французский теоретик социализма Шарль Фурье в первой половине XIX в. Он писал о “новой женщине”, которая будет участвовать в изменении общественной жизни, и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что “расширение прав женщин – это главный источник социального прогресса”.[3]

Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными» прошёл Конгресс по защите прав женщин. На съезде была принята «Декларация чувств», за образец которой была взята Декларация независимости США. Авторами этого документа стали Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт. В нём были подняты такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д.

Джон Стюарт Милль в соавторстве со своей женой Харриэт Тэйлор в 1869 г. опубликовал книгу “О подчинении женщины”, в которой они использовали либерально-философскую теорию для доказательства тезиса о равенстве прав женщин и мужчин.

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст, ставшая одной из основательниц суфражизма (от англ. suffrage – право голоса) – движения за право женщин голосовать на выборах. В 1868 году она создала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин. В 1869 году в США были сформированы ещё две подобные организации, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Её активистам удалось привлечь добиться принятия ряда законов, направленных на улучшение положения женщин в обществе, в том числе закона, допускающего к голосованию. Подобные законы были приняты в Австралии в 1896 г., в Дании в 1915 г., в Австрии в 1918 г., в Германии и Нидерландах в 1919 г., в США в 1920 г., В Великобритании в 1928 г., во Франции в 1944 г., в Италии в 1945 г.

Ранние феминистки не использовали понятие «феминизм», а называли себя “защитницами прав женщин”. Само слово происходит от латинского «femina» -женщина. Его ввел в научный оборот французский теоретик социализма Шарль Фурье в первой половине XIX века. Он писал о «новой женщине», которая будет участвовать в изменении общественной жизни, и сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин – это главный источник социального прогресса». С После первого феминистского конгресса в Париже (1892 г.) французская пресса чрезвычайно быстро распространила это понятие. К 1894 г. слова “феминизм” и “феминистки” появляются на страницах периодических изданий Великобритании, Испании, Италии, Германии, Греции, США, России. Около 1910 г. термин уже широко использовался и в развивающихся странах: Японии, Индии, Египте, Турции, Аргентине.

Источники:

http://www.studsell.com/view/19656/
http://studfiles.net/preview/407322/
http://mirznanii.com/a/215170/istoki-i-soderzhanie-feminizma

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии