Брак между мужчиной и несколькими женщинами. Виды и типы брака, их особенности. Полигиния и полиандрия
Брак между мужчиной и несколькими женщинами. Виды и типы брака, их особенности. Полигиния и полиандрия
Типология брака и семьи;
Основными формами брака являются моногамия и полигамия(полигиния и полиандрия).
Во все мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам.
Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава – не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия – наличие нескольких мужей у одной жены – возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак – между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев – левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной.
Левират – обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат – обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все – но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака – скорее наоборот.
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
–нуклеарные семьи, включающие 1 брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;
–расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;
– неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.
Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар.
В современном мире абсолютное большинство семей – (около 3/4) – нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.
Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.
Род – это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка (“тотем”) и символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных – по материнской.
Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном – женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.
Следует отметить, что род – образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен.
Исторические формы брака: моногамия, полигамия, полиандрия
Если рассматривать поверхностно, то вам может показаться, что брачные обычаи в разных культурах, во многом являются продуктом религиозных верований, культурных норм и традиций. Удивительно, что идеальная основа брака в доиндустриальных обществах, тесно переплетается с региональными рельефами местности, а конкретно с количеством и качеством пахотных земель. Пахотные земли, пригодные для сельского хозяйства, являются важным показателем трудовых ресурсов региона, особенно в доиндустриальных обществах.
Число взрослых и детей, которые жили в одной семье, во многом зависло от объема ресурсов и возможности их приобретения. Из-за этого, разные региональные топологии влияют на социальные нормы брака разных человеческих популяций по всему миру.
Полигиния — один муж, несколько жен
Исторически сложилось так, что подавляющее большинство человеческих обществ предпочитают полигамный брак как культурный идеал. На самом деле, данные из сотни изученных человеческих обществ показывают, что около 84% браков были полигамны, 16% были моногамны.
Многоженство существует на всех обитаемых континентах в самых разнообразных экосистемах, при условии, что было достаточно ресурсов для поддержки дополнительных жен и детей. Многоженство — это наиболее эффективный способ для мужчины чтобы зачать как можно больше детей.
Сефардские евреи (испанского происхождения) были известны по практике многоженства в конце ХIV века. В обществах с постоянной нехваткой мужчин, многоженство рассматривалось как лучшее решение. Конечно, в обществах, где соотношение полов было примерно равным, многоженство вызывало серьезные социальные проблемы и недовольство.
Моногамия — один муж и одна жена
В обществах, где пахотной земли было мало, моногамия встречалась намного чаще, как эффективная стратегия для создания следующего поколения. Например, в доиндустриальной Европе большинство людей жили в сельской местности на фермах. Крестьяне жили в условиях феодального строя, где семья работала над достаточно небольшим земельным участком.
По наследству, земля не могла быть поделена между несколькими сыновьями, потому что в последующем разделе участки были бы слишком малы, чтобы прокормить семью. Таким образом, все сельскохозяйственные угодья в семье переходили по наследству к старшему сыну, который тогда имел достаточно ресурсов, чтобы жениться на одной жене и обеспечить семью. Последующие сыновья заполнили другие позиции в обществе, например, как солдаты или священники, которые часто оставались неженатыми.
В этом обществе, из-за нехватки пахотных земель, социальное положение, будучи женой фермера, было дефицитным ресурсом. Это и вызвало жесткую конкуренцию между европейскими женщинами. Чтобы сделать своих дочерей привлекательнее для перспективы вступления в брак, семьям начали выплачивать приданое жениху.
Женщины, которые не смогли выйти замуж заполняли другие социальные ниши, например, став старыми Девами, проститутками или монашками. Таким образом, в силу необходимости, моногамия стала характеристикой доиндустриального общества, где существовал значительный дефицит земельных участков.
Полиандрия — одна жена, несколько мужей
Многомужество очень редко встречается в человеческом обществе, но, тем не менее, по-прежнему присутствует в очень незначительной степени в некоторых современных культурах, например, в Тибете, Непале и Индии, хотя во многих случаях правительство запретило эту практику.
Многомужество, как правило, встречалась в среде, где пахотная земля являлась не только дефицитной, но и чрезвычайно сложной и трудной для обработки. Ввиду того, что это была трудоемкая работа, было необходимо несколько мужчин на каждой семейной ферме, чтобы иметь возможность поддерживать семью.
Таким образом, в силу необходимости многомужество, или полиандрия, стали приемлемыми в культурном отношении репродуктивной стратегии. Как правило, мужчины, вступая в полиандрию, брали своих братьев, так что потомство производило, по крайней мере, своих племянниц и племянников.
Конечно, качество и количество пахотной земли, доступной для общества это не единственная переменная для определения того, является ли общество, полигамным или нет. По сути, современное движение за моногамию в западном мире за последние века было в значительной степени подпитано идеалами Римско-католической церкви.
Тем не менее, нельзя отрицать, что есть уникальная и интересная связь между географией региона и культурой, которая определяет брак.
3. Полигамия – это брак, в который вступают несколько партнеров. Он бывает нескольких видов:
полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами. В настоящее время в исламских странах это допустимо и встречается практика, при которой мужчина может иметь столько жен и детей, сколько может прокормить. В некоторых странах количество жен ограничивается четырьмя. Это наиболее распространенная форма полигамного брака. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве в значительно степени этноцентрично. Многие в российском обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус – в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во–первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во–вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.
полиандрия (многомужество) – брак одной женщины с двумя и более мужчинами. Такие браки сохранились в Южной Индии и Тибете. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.
Групповой брак, в котором несколько мужчин живут вместе с несколькими женщинами. Это архаическая форма, которая встречается в настоящее время в некоторых племенах Африки и в цивилизованных странах как форма протеста против «мещанской морали».
4. Моногамия – исторически победившая форма брака одного мужчины с одной женщиной. Это самая распространенная форма брачных отношений в современном мире и единственно допустимая с точки зрения христианской морали.
Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей.
«Молодежные» браки первоначально были распространены в Скандинавии и Германии, в дальнейшем появились во всех промышленно развитых странах, а в последние годы и в России. Это тип добрачного сожительства, когда молодая пара проживает вместе, но не оформляет свой союз. Отношения между ними юридически оформляются лишь в том случае, когда они по обоюдному согласию зачинают ребенка. Такие отношения могут существовать продолжительный срок и, в конечном счете, не обязательно заканчиваться юридическим оформлением.
«Конкубинат» (от лат. «вместе» и «сожительствую») понимается как продолжительный союз женатого мужчины и незамужней женщины. При таком союзе мужчина имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка. Такие отношения существуют и в нашей стране, но о степени их распространенности судить трудно из–за отсутствия статистических данных.
К альтернативным формам брака относят и так называемый «Годвин–брак», названный по имени английского утописта первой половины XIX века В. Годвина, впервые описавшего такие взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Это брачный союз, для которого характерно раздельное проживание супругов и, соответственно, раздельное в принципе владение имуществом.
Возникновение альтернативных брачных союзов специалисты объясняют разнообразными обстоятельствами. Это и скрытая форма двоеженства, и проявление взаимного доверия, не требующего юридического оформления прав и обязанностей супругов, и возможность, например, пользоваться двумя квартирами, приусадебными участками и другими материальными выгодами. Вместе с тем, распространение альтернативных браков может отражать неудовлетворенность части мужчин и женщин единобрачием и их стремление «разнообразить» свои сексуальные контакты.
Многовариантность типов современных семей и брачных отношений вовсе не свидетельствует о кризисном состоянии моногамии на Западе, а отчасти и у нас, в России. Во всех промышленно развитых странах базовой семьей остается моногамия. На ее фоне альтернативные браки выглядят небольшими вкраплениями.
Несмотря на различные виды брачных союзов, основным из них является союз мужчины и женщины. И от того, насколько будут взаимно удовлетворены потребности обоих партнеров брачного союза, зависит его прочность. Социологи выделяют следующие основные условия прочности брака:
Равноправие партнеров по браку по всем вопросам.
Общность взглядов обоих партнеров как на проблему взаимоотношений в браке, так и наиболее интересные для них проблемы.
Отдельное жилье (квартира, дом, комната).
Взаимное желание иметь детей и наличие детей в семье.
Работа, приносящая удовлетворение супругам.
Готовность к семейной жизни и знание основ отношений в брачном союзе (терпимость друг к другу, умение прощать и не замечать мелких недостатков, умение слушать и прислушиваться к мнению друг друга, взаимопомощь и т. д.).
Однако не всегда люди в силу тех или иных причин могут выполнить выше обозначенные условия. В таких случаях возникают семейные конфликты. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей. Нарушение функций семьи затрудняет её функционирование и повышает уровень ее конфликтности.
При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро– и макросреды. К факторам микросреды следует отнести:
– ухудшение материального положения семьи;
– чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; – невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; – длительное отсутствие собственного отдельного жилья;
– отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.
Характеризуя факторы макросреды, следует подчеркнуть, что социально–экономическая стабильность в мире, в стране способствует снижению уровня внутрисемейной конфликтности.
Динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами, но вместе с тем они отличаются повышенной эмоциональностью и скоростью протекания каждого из этапов.
Типы семейных конфликтов:
Ценностные – сталкиваются противоположные интересы и ценности.
Позиционные – борьба за лидерство в семье.
Сексуальные – психосексуальная дисгармония супругов.
Эмоциональные – неудовлетворенная потребность в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи).
Хозяйственно–экономические – противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи.
На содержание, структуру и динамику семейных конфликтов значительное влияние оказывают особенности семьи как социального института. Рассматривая семейные конфликты как социально–психологические явления, необходимо учитывать, что их частота и острота значительно возрастают в кризисные периоды развития семьи.
Первый кризисный период проявляется в первый год супружеской жизни. Он, как правило, обусловлен необходимостью адаптации супругов друг к другу, когда два «Я» должны стать одним «Мы». В первый год супружеской жизни происходит эволюция чувств – влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом без прикрас. Именно на первый год жизни семьи приходится до 30% разводов. К основным факторам, влияющим на уровень конфликтности в семье в адаптационный период, следует отнести:
– возможное разочарование супругов друг в друге, обусловленное непродолжительным периодом добрачных отношений;
– трудности в становлении ролевой структуры семьи;
– снижение уровня эмоциональности во взаимоотношениях супругов;
– возможное несовпадение ценностной иерархии молодых супругов;
– материальные и жилищные трудности;
– трудности во взаимоотношениях между молодыми супругами и родителями.
В развертывании семейных конфликтов или их предотвращений существенная роль принадлежит взаимоотношениям супругов с родителями, особенно в случае их совместного проживания. Как правило, чем хуже супруги живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями.
Второй кризисный период связан с появлением первого ребенка. Несмотря на то, что ребенок объединяет, сплачивает молодых супругов, существует ряд факторов, обусловливающих очередной всплеск уровня конфликтности. К ним относят:
– ограничение возможностей профессионального роста супруги;
–сужение привычной сферы личностно–привлекательной деятельности (увлечения, хобби и т.п.);
– снижение сексуальной активности супруги, обусловленное необходимостью ухода за ребенком;
– несовпадение взглядов супругов, их родителей по проблемам воспитания ребенка; – необходимость перераспределения семейных обязанностей, обусловленная появлением ребенка;
– увеличение объема домашних дел, возлагаемых, как правило, на супругу.
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия и монотонности общения (психологи называют их «конфликтами рутины»). Данный период, как правило, характеризуется:
– «перенасыщением» супругов друг другом;
– острым желанием новых чувств;
– возможностью измены супругов друг другу, возникновением ревности;
– обострением противоречий по поводу воспитания детей;
– разногласиями в оценке поступков детей.
Четвёртый кризисный период – кризис «ухода из семьи последнего ребенка». Его возникновение обусловлено:
– проблемами профессионального самоопределения детей; выбором детьми брачных партнеров, несовпадение этого выбора с мнением родителей; – усилением монотонности и однообразия супружеского общения, притуплением эмоциональных отношений;
– усилением эмоциональной зависимости супруги от супруга;
– возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;
– выходом на пенсию, боязнью одиночества.
Следует подчеркнуть, что знание факторов, обуславливающих семейные кризисы, позволяет снизить уровень конфликтности семьи в целом. Однако все чаще супруги по тем или иным причинам не могут нормально существовать, и тогда возникает проблема развода. Развод – это расторжение брака. Прошли те времена, когда процедура расторжения брака являлась достаточно хлопотной, длительной, дорогостоящей и, к тому же, вызывала общественное порицание. Это является одной из причин увеличения количества разводов. В дореволюционной России развод был практически невозможен, т.к. существовало только три основания для развода: ссылка одного из супругов, безвестная пропажа одного из супругов и измена. Во времена СССР существовало резкое порицание разводов, что также сокращало их численность.
Сегодня институт брака подчиняется юрисдикции государства, а не церкви, поэтому Семейный кодекс РФ четко регулирует не только права и обязанности супругов, но и такую процедуру, как развод. Согласно действующему законодательству, брак может быть расторгнут по заявлению одного из супругов в случае, когда достичь примирения между ними либо устранить причины, которые привели к распаду семьи, не представляется возможным. Развод может быть оформлен как в ЗАГСе по месту регистрации брака, так и в суде при условии, что между супругами остались неурегулированными вопросы раздела имущества либо имеются совместные дети.
Подводя итог можно отметить, что в развитии семьи современного индустриального общества наблюдаются следующие тенденции:
Источники:
http://studopedia.su/12_33547_tipologiya-braka-i-semi.html
http://sci-dig.ru/statyi/istoricheskie-formyi-braka-monogamiya-poligamiya-poliandriya/
http://studfiles.net/preview/4052410/page:37/